Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

0 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
17 июля 2015, 08:42 • Авторские колонки

Василий Колташов: Все идет к тому, что в Москве мы получим Мюнхен

Василий Колташов: Все идет к тому, что в Москве мы получим Мюнхен

Москва пока в странном положении. Во времена Лужкова центр жил в режиме какой-то инерции 1980–1990-х годов. Развитие шло стихийно. О том, чтобы город был приведен в соответствие с европейскими стандартами, и речи не шло.

Москва – это уникальный город Европы. Здесь дорогая недвижимость в исторической части города соединяется с самой высокой загазованностью. Да, старые районы столицы полны архитектурных памятников различных эпох.

В Афинах, где мне пришлось жить более пяти лет, центр – к великому прискорбию – не пользуется популярностью из-за того, что стал гетто

Да, это культурное сердце страны – здесь расположены театры, музеи, здесь проходят выставки и стоят средневековые храмы. Социальная инфраструктура тоже считается развитой. Но для жизни не хватает одного: чистого воздуха. А появиться он может только в результате транспортных перемен.

Можно считать недвижимость в центре переоцененной. В крупных европейских центрах с высокой загазованностью (порождением избытка автомобилей) жилье редко стоит дорого и не может сдаваться в аренду с высокой платой.

В Афинах, где мне пришлось жить более пяти лет, центр – к великому прискорбию – не пользуется популярностью из-за того, что стал гетто иммигрантов. Здесь шумно и полно наркоторговцев и проституток, разных незаконных кочующих лавок с крикливыми продавцами. Колорит старых Афин потерян. Причины этого – много автомобилей, постоянные пробки и плохой воздух.

Москва как город пока развивается не слишком системно. Во времена Юрия Лужкова центр, да и весь город жил в режиме какой-то инерции 1980–1990-х годов. Развитие шло стихийно. А о том, чтобы центр был приведен в соответствие со стандартами европейских столиц, не могло быть и речи.

Кажется, шло просто торговое освоение пространства, а слабости общественного транспорта города компенсировались стремительным ростом численности личных автомобилей. В этой ситуации интерес к жилой недвижимости в центре носил не совсем рациональный характер. Экологическая ситуация-то становилась хуже.

Может быть, у нас это мало кто замечал? Может быть, до нас не дошло европейское увлечение требованиями чистоты и звукового комфорта? Странно, но не сознание людей, а заторы на дорогах породили сдвиг в транспорте.

Уже появились признаки начавшегося исправления положения. Загазованность порождена избытком легковых автомобилей с карбюраторными двигателями. Власти столицы ведут борьбу за ограничение числа личных машин хотя бы в границах Садового кольца. А главное, департамент транспорта столицы проводит реформу общественного транспорта.

Он интегрирует частных и муниципальных перевозчиков (цивилизуя при этом коммерческий транспорт), унифицирует парк автобусов и микроавтобусов, что делает перевозки менее опасными. Движение по маршрутам регламентируется, отслеживается электронной системой и осуществляется без провалов. Ко всему прочему, едиными стали проездные билеты.

И хотя реформа движется в столице от района к району, а не охватывает все городское пространство одномоментно, она неизбежно изменит положение с транспортом в городе. Он станет лучше работать.

Вся система сделается современной, такой, каковой стала она в Вене, Лондоне, Сингапуре иле Мюнхене после аналогичных реформ. Уверен, что их опыт был тщательно изучен. Затронет ли изменение транспортной системы центр с самыми дорогими квартирами в стране? Непременно затронет. И результаты будут интересные.

В июньские дни саммита «большой семерки» Мюнхен вновь поразил меня чистотой воздуха. Уверен, что экологи из муниципальной администрации сказали бы, что идеализировать не стоит, но транспортная реформа и другие меры дают хороший результат.

А Мюнхен – это один из важнейших финансовых центров Старой Европы. В Вене ситуация тоже приятная, хотя, на мой взгляд, велосипедистов уж слишком много (да простят они автора!).

Но главное: как изменение транспортной системы (включая модернизацию общественного транспорта) влияет на рынок недвижимости? А перемены помогают формированию в исторической части города красивых, приятных для отдыха местных жителей и туристов районов. Могут же они быть совершенно иными.

Путь развития Москвы как города – это путь Вены и Мюнхена. Современный общественный транспорт и условия для велосипедистов (сами по себе они вряд ли могут дать эффект, ибо транспорт этот не на большие расстояния) в главном мегаполисе страны помогут оздоровить ситуацию в центре.

Оздоровить как эмоционально, убрав избыток шума и хаоса, так и экологически. Это же будет играть в пользу стоимости жилья в центре. Поскольку ни в Лондоне, ни в Вене, где состоялись аналогичные московской реформы, цены в центре не упали до уровня пригородов, как это я наблюдал в Афинах. Там же многие центральные районы вовсе не престижны, а могли бы быть...

Конечно, обитатели российской столицы далеки пока от европейских представлений о важности чистоты окружающей среды. У нас мало экологических магазинов. Скорее граждан гипнотизирует разнообразие товаров, чем их качество.

Но рано или поздно сдвиг здесь произойдет, как он произошел всюду в Западной Европе после «грязных 70-х», а это серьезно повлияет на общие требования к жилью. Но уже теперь стоит задуматься о том, в какой атмосфере стоят дома. Если они высятся возле переполненной трассы, то воздух должен влиять на цену недвижимости. И не только воздух – вся атмосфера, включая шум.

..............