Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

3 комментария
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран и Израиль играют по новым правилам мировой политики

Сейчас, когда исторический процесс перестал быть искусственно выпрямленным, как это было в холодную войну или сразу после нее, самостоятельные государства многополярного мира, подобно Ирану или Израилю, будут вести себя, исходя только из собственных интересов.

2 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

9 комментариев
17 февраля 2015, 09:45 • Авторские колонки

Антон Крылов: Их модель империализма устарела

Антон Крылов: Их модель империализма устарела

Все, кто желают Киеву победы, абсолютно уверены, что против Украины воюет российская армия. «В Донбассе погибают наши ребята», – так начинает свой призыв вооружить Украину либерал Гозман. И тут есть две модели поведения.

Заявление Леонида Гозмана о необходимости дать оружие Украине «ради спасения наших солдат» вызвало некоторый легкий шум в соцсетях, но не более того. Это выглядит даже странно – прошлый скандал с его участием, когда бывший советник главы администрации президента сравнил советский Смерш и СС, вызвал куда больше шума. Впрочем, тогда дров в огонь подбросила «Комсомолка» со своими абажурами из предков либералов.

Скорее всего, Гозман – не предатель. Он просто империалист, до сих пор живущий в виртуальном Советском Союзе

Между тем, если прошлое громкое заявление Гозмана касалось все-таки истории, то нынешнее – что ни на есть животрепещущее. В двух словах перескажем его позицию:

«В Донбассе погибают наши ребята... Украинцы доказали, что готовы и будут защищать свою страну – достаточно примера Надежды Савченко...смертей, увечий, горя будет меньше, если мы, по крайней мере, не будем наступать... для этого надо, чтобы Украине дали оружие... если украинцы получат современное оружие, вероятность наступательных операций по созданию сухопутного коридора на Крым или освобождению Киева уменьшается. А значит, меньше наших ребят погибнет. Вот я и говорю – спасите наших солдат, дайте оружие Украине».

Вот такая вот честная и откровенная позиция, опубликованная на сайте «Эха Москвы».

Либерал-империализм

Российский журналист Максим Шевченко, из-за участия которого в передаче Савика Шустера на Украине сейчас разгорается очередной скандал по поводу допустимости свободы слова в «европейской стране», часто употребляет термин «либерал-фашисты», о сути которого он недавно рассказывал в эфире того же «Эха».

Гозмана в связи с его прошлыми откровениями обвиняли в поддержке фашизма, причем не российские эксперты, а израильские. Но все-таки вешать ярлык «фашист», к тому же довольно поистершийся от чрезмерно частого употребления кем ни попадя в адрес кого ни попадя, тут не совсем верно. Вспомним недавнее прошлое.

Заявление Леонида Гозмана о необходимости дать оружие Украине «ради спасения наших солдат» вызвало некоторый легкий шум в соцсетях (фото: Валерий Левитин/РИА

Заявление Леонида Гозмана о необходимости дать оружие Украине «ради спасения наших солдат» вызвало некоторый легкий шум в соцсетях (фото: Валерий Левитин/РИА "Новости")

Гозман, как известно, советник и соратник Анатолия Чубайса, который трудоустраивал его везде, где работал сам – это администрация президента в 1996-м, РАО ЕЭС и СПС в 1999-м, Роснано в 2008-м. Чубайс ко всем своим прочим достижениям является автором идеи «либеральной империи», которая активно внедрялась в политический дискурс в начале нулевых. Соавтором «либерал-империализма» был, в том числе, Леонид Гозман.

По теории Гозмана–Чубайса, Россия должна была восстанавливать свое влияние на постсоветском пространстве исключительно рыночными методами, поддерживать демократические перемены в окружающих странах, активно интегрироваться в международный рынок и помогать интегрировать туда постсоветское пространство.

За исключением некоторых деталей, можно сказать, что до прошлого года оно так и происходило, вот только термин «империализм» в отношении государственной политики России употребляли исключительно ее враги и без всяких на то оснований, за исключением намерения оскорбить – так же, как в Киеве называют повстанцев «террористами».

Но в действительности Россия не вмешивалась в политические процессы на постсоветском пространстве, вступила в ВТО, развивала сотрудничество с международным капиталом, а российский бизнес – в первую очередь банки и операторы сотовой связи – занимался мирной экспансией на соседние рынки. Без какого-либо милитаризма или империализма.

И даже в августе 2008-го, когда в ответ на агрессию нынешнего советника президента Украины Михаила Саакашвили против Южной Осетии и убийства российских миротворцев Россия могла бы на плечах разгромленной грузинской армии войти в Тбилиси и силой сменить власть в Грузии, этого сделано не было. Грузинам дали возможность выгнать Саакашвили демократическим образом.

Понятие «измена Родине» предложено вернуть в Уголовный кодекс. А что для вас является изменой Родине (можно выбрать несколько вариантов)?











Результаты
213 комментариев

Многим в 2003–2004 годах казалось, что слово «империализм» в теории Гозмана–Чубайса – это реверанс в сторону националистов, которые в большинстве стран, начиная с Украины, являются верными соратниками либералов. Но судя по всему дальнейшему поведению отечественных столпов либерализма, это все-таки не так. Просто империализм является словом, которое наиболее точно отражает их образ мышления. И последняя инициатива Гозмана доказывает это на все сакраментальные 146%.

Предательство или империализм?

К происходящему в Донбассе теоретически можно относиться по-разному, как, скажем, к Нагорно-Карабахскому конфликту. Кто-то в России считает, что правы армяне, кто-то – что азербайджанцы. И на каждый погром в Сумгаите найдется своя Ходжалинская резня. Разве что аналогов герою Азербайджана Рамилю Сафарову, «героически» зарубившему в Будапеште спящего армянина, в Армении нет, но наверняка у сторонников азербайджанской правды найдется что ответить и на это.

Граждане России вовсе не обязаны вставать на чью-то сторону в Карабахе – это конфликт двух независимых государств и народов, в котором мы не являемся участвующей стороной. Но гражданина Армении, считающего Карабах исконной азербайджанской землей, равно как и гражданина Азербайджана, который скажет, что Арцах был, есть и будет армянским, на их родинах справедливо сочтут предателями.

Россия официально не является стороной украинского конфликта. Поэтому теоретически гражданин России может желать победы и Киеву, и Донбассу.

Нормальный человек, отметим, должен в первую очередь желать мира и прекращения смертей любой ценой, но это тоже чистая теория, слабо коррелирующая с реальностью. Почему-то люди относятся к далеким вооруженным конфликтам как к футболу, а не как к массовому убийству, каковым любые войны и являются.

Проблема в том, что все, кто желают Киеву победы, абсолютно уверены, что против Украины воюет российская армия. «В Донбассе погибают наши ребята», – с этого начинает свой призыв вооружить Украину Гозман.

Казалось бы, в этом случае у человека, если он не предатель, может быть только два модуса поведения: либо поддерживать «наших», либо требовать от собственного правительства вывода войск – как это делали американцы во время войны во Вьетнаме и почему-то перестали делать во время последующих, менее кровавых для США войн.

Призывов к Советскому Союзу получше вооружить Северный Вьетнам в истории американского антивоенного протеста почему-то не зафиксировано. Точнее, понятно почему: третий вариант – это предательство, причем я употребляю это слово не с точки зрения моральной оценки происходящего, а исключительно в юридическом смысле. Были ли супруги Розенберг предателями с точки зрения законодательства любой страны?

Безусловно, были! Должны ли быть благодарны им граждане России и Украины тоже? Безусловно, должны! Если бы не ядерный паритет, Москва вряд ли отметила бы 820-летие, да и Киев был бы стерт с лица земли аналогичным образом.

Конечно, объявить Гозмана и ему подобных обыкновенными предателями, написать заявление в ФСБ с просьбой разобраться и закрыть тему было бы самым простым решением.

Но не уподобимся ли мы в этом случае современной Украине с ее тотальным преследованием инакомыслящих и уголовными запретами на любую альтернативную точку зрения? Если в прошлом году Украина отлично показала, что происходит с прежде нормальной страной после революции, то в этом году Киев демонстрирует всем сторонникам внедрения единомыслия в России, что это вовсе не усиливает государство, как им кажется, а наоборот, делает страну посмешищем и для соседей, и для собственных граждан.

Скорее всего, Гозман – не предатель. Он просто империалист, до сих пор живущий в виртуальном Советском Союзе. Он не воспринимает Украину как иностранное независимое государство. Для него война в Донбассе – это конфликт двух провинций, в котором имперские войска почему-то встали на «неправильную» сторону. Вот он и призывает помочь «правильной» стороне. Понятно, что на словах он этого никогда не признает, но подсознательно оправдать такое поведение можно, только не считая Киев иностранной столицей.

Поэтому украинцы очень зря радуются заявлениям Гозмана, Шехтмана, Макаревича и других российских сторонников киевской правды. Ими руководит вовсе не признание права независимой Украины поддерживать свою территориальную целостность. Просто они до сих пор не осознали, что современная Украина – это враждебно настроенное к России иностранное государство, которое силой оружия уничтожает на своей территории не каких-то «запутинцев», а русских повстанцев.

То, что поддерживать в данном случае иностранное государство – это обыкновенное предательство, просто не приходит им в голову, как не думала о том, что предает кого-то, звонившая в украинское посольство Светлана Давыдова.

***

Писатель Сергей Лукьяненко в одной из недавних записей в своем ЖЖ сравнил подобных людей с компьютерными играми 25-летней давности: «Они не могут функционировать в 2015 году, они как были запрограммированы где-то в 1991-м, так в нем и остались. Для них вокруг – недостаточно памяти, недостаточно быстродействия, нет любимых напевов и вообще подозрительное разрешение реальности».

К счастью, политическое влияние Гозмана и его единомышленников сейчас равно доле рынка компьютерной игры Master of Orion или Prince of Persia. Просто когда в следующий раз кто-то назовет их «либералами», надо вспомнить о том, что «либералами» они были в реальности 1991 года. Сейчас они являются крайне устаревшими моделями империалистов, относиться к которым всерьез так же глупо, как пытаться запустить Wolfenstein 3D на планшете последней модели.

..............