Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

9 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
6 ноября 2014, 10:06 • Авторские колонки

Антон Крылов: Мастера культуры

Антон Крылов: Мастера культуры

На Украине даже поп-звезды, за редким исключением, массово клянутся в верности киевскому режиму. Российские же рокеры демонстрируют полный плюрализм во взглядах и разделились на три неравные части.

В День народного единства в Доме культуры подмосковного города Жуковского проходил концерт под названием «Праздник урожая во Дворце труда». Борис Гребенщиков** с кардинально обновленным составом «Аквариума» презентовал публике новый альбом «Соль», выложенный в интернет 1 ноября.

СССР погубили не рокеры, а предательство элит

Концерт в Жуковском стал первым в большом концертном туре, который начался в Подмосковье, продолжится в Германии, а завершится в середине декабря концертами в Киеве и Минске. Большинство песен, вошедших в альбом, Гребенщиков уже исполнял на концертах, поэтому удивили не сами композиции, а отсутствие некоторых из них.

Почему-то не была исполнена заглавная песня, «Праздник урожая во Дворце труда». Не услышали жители Жуковского и боевик «Губернатор», который БГ исполнял практически на всех концертах в прошедшем году. Сложно сказать, было ли принято решение не исполнять две самые политизированные песни с последнего альбома (БГ не парашютист и не летчик, поэтому не будем употреблять слово «крайний») по политическим или по художественным причинам.

Сталинский ДК Жуковского, безусловно, отличное место для песни со словами «А Роза Леспромхоза и Мария Подвенечная Птица / Готовы отдать все, что есть, за билет / На Праздник урожая во Дворце труда». Настроенные умеренно оппозиционно жители Жуковского (на прошлогодних выборах 64% проголосовавших за Андрея Воробьева и 12% за Геннадия Гудкова на фоне 79% и 4% в целом по области) с удовольствием подпели бы «Губернатору».

Впрочем, мы не знаем, исполнялись ли эти песни на вчерашнем концерте в Реутове и будут ли исполняться сегодня в Королеве, поэтому не будем заниматься домыслами. Кому надо обязательно связать БГ и политику, может насладиться строчками из «Пошел пить воду»:

«Будешь в Москве – остерегайся говорить о святом; / Не то кроткие как голуби поймают тебя, / Безгрешные оседлают тебя, / Служители любви вобьют тебя в землю крестом».

Как любой гениальный текст, эти строки оставляют место для множества толкований. Хочешь, считай этими кроткими и безгрешными служителями любви псевдоправославных экстремистов вроде Энтео, хочешь – патентованных рукопожимателей из числа либеральной интеллигенции.

Сам Гребенщиков вряд ли имел в виду кого-то конкретного, как и, кстати, в случае с песней «Губернатор». БГ и конкретика вообще плохо коррелируют. В интервью «Коммерсанту» лидер «Аквариума» отказывается обсуждать военные действия в Донбассе или отказываться от своих слов о том, что Россия и Украина – «один народ, мы одна страна».

«Я не подписываюсь под военными сценариями. Я продолжаю считать, что приезд «Аквариума» в любой город оказывает успокаивающее воздействие. Та энергия, которую «Аквариум» вырабатывает на своих концертах, может помочь миру. Мирные решения в интересах всех людей, если я не ошибаюсь», – говорит Гребенщиков.

Судя по сожженному в украинской столице кинотеатру «Октябрь», «Аквариуму» придется вырабатывать очень много мирной энергии для того, чтобы концерт прошел без эксцессов. Но интересный момент – если концерт в зоне боевых действий, контролируемой украинскими войсками, стал проваленным экзаменом для Андрея Макаревича, а аналогичный концерт в Новороссии создал вполне определенное впечатление об Александре Ф. Скляре, то концерт в Киеве – вовсе не экзамен для БГ. Это экзамен для киевской публики.

В середине 10-х ситуация в отечественной рок-культуре с некоторыми поправками вернулась в середину 80-х. Тогда были «Алиса», «Кино», «Машина времени», «Зоопарк» и так далее. И над всем этим – БГ, от которого «сияние исходит». То же самое теперь – с некоторой сменой персоналий и кардинальным изменением ситуации в стране.

Сейчас российские рокеры разделились на три неравные части. Большинство, как и БГ – за мир во всем мире и за то, чтобы конфликты решались мирным путем. Меньшинство, такое как Макаревич и Арбенина – на стороне Киева. И еще одна небольшая группа активно поддерживает Новороссию. Впрочем, тот же Константин Кинчев, несмотря на исполняемую на концертах матерную песню, посвященную обманутым участникам украинской революции, в Донецк, в отличие от Скляра, пока не едет.

И это публично выражаемое разделение мнений явно свидетельствует о том, что Россия остается свободным государством. В СССР рокеры либо были против советской власти, и даже вполне официально выступавшая и издававшая пластинки «Машина времени» держала в кармане большую фигу, либо, как тот же БГ или Цой, в меру сил игнорировали политику. Песня «Перемен!», еще раз напомним, по словам самого Цоя, не про политику, а про личностные изменения.

Уже в 90-е рокеры начали политически разделяться – по отношению к Ельцину, по отношению к войне в Чечне, по отношению к бомбардировкам Югославии и т. д. На Украине и «Вопли Видоплясова», и «Океан Эльзы», и «Друга рика», не говоря уж о «голосе Майдана» – певице Руслане, единым национал-патриотическим фронтом выступили в поддержку военной операции в Донбассе. Руслана, впрочем, побывав на войне, была несколько шокирована результатом, но сути это не меняет.

В результате нынешняя Украина гораздо больше политически напоминает СССР, нежели современная Россия. Помимо дружно марширующих правой рок-звезд, у соседей есть большой список запрещенных фильмов, растущий с каждой новым российским актером, поддержавшим Новороссию, запрет на просмотр иностранных СМИ и множество других ярких маркеров тоталитаризма. На Украине даже поп-звезды, за редким исключением, массово клянутся в верности режиму. Наши же попсовики, как и рокеры, демонстрируют все взгляды из возможных.

Недавно по соцсетям активно гуляла ссылка на покаянное письмо певицы Валерии президенту Латвии, где она заверяет, что «не представляет опасности». Никаких последствий, кроме умеренного осуждения за «меркантильность», не последовало. А попробуйте вообразить, что бы ждало в родной стране украинского музыканта, написавшего аналогичное письмо Путину?

Сама того не желая, Валерия провела четкий маркер между странами, для которых представляют опасность певцы и другие деятели культуры, и странами, которые могут себе позволить не репрессировать музыкантов и актеров.

Вклад советских инакомысляших в распад СССР аналогичен вкладу ОУН*-УПА* в независимость Украины – равен нулю. СССР погубили не рокеры, а предательство элит. Оно же, а вовсе не маргинальные националистические движения, стало причиной появления на карте мира независимой Украины во главе с секретарем ЦК Компартии Леонидом Кравчуком и последовавшей чередой президентов – членов КПСС до 1991 года.

Поэтому России не стоит уподобляться Украине или Латвии и требовать от «мастеров культуры» массового «одобрямса» инициативам партии и правительства. Это прошлый век, демонстрация слабости, а не величия страны. Россия может себе позволить и проукраинские речи Макаревича, и даже концерт «Океана Эльзы» в центре Москвы.

Тем более, кто все эти люди на фоне БГ?

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

** Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............