Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
11 сентября 2013, 09:00 • Авторские колонки

Кирилл Мартынов: Айфон для бедных

Кирилл Мартынов: Айфон для бедных

Презентация нового iPhone обрушила акции Apple. Конец технологического лидерства корпорации может совпасть с разрушением мифа о бренде Apple как синониме стиля и успеха.

Главная новость нынешней недели в мире – это вовсе не события в Сирии, но выход нового iPhone. За последние шесть лет компания Apple приучила покупателей и рынки ориентироваться на это событие как на своеобразный эталон для самых разных вещей и процессов. В айфонах измеряют и консюмеристское счастье удовольствия от обладания самой модной вещью на свете, и скорость технологических инноваций, и развитие мобильных операционных систем и интерфейсов, и, наконец, финансовые показатели Apple и всего рынка гаджетов в целом. Под презентацию iPhone свои линейки готовят конкуренты, а отчаянные фанаты компании заранее закладывают нужную сумму в семейный бюджет, чтобы непременно купить себе свежую игрушку одними из первых, еще до наступления Рождества.

Картина наших сограждан, выстраивающихся в очереди за кредитами на новый телефон в своем желании быть крутыми, становится отличным фоном для нового лозунга Apple: «Маркетинг избавит нас от необходимости думать о технологиях

В нынешнем году детей, можно сказать, лишили подарка. Apple, которая еще год назад считалась инвесторами самой передовой компанией мира, стремительно теряет свои позиции. Презентация новых айфонов – впервые, кстати, именно так, во множественном числе – все еще вызывает гигантский ажиотаж публики. Но прорыва не случилось, причем о том, что его, скорее всего, не будет, было ясно задолго до дня X. Тим Кук, нынешний глава компании, представил публике бюджетный iPhone 5C с начинкой, идентичной прошлогодней модели, но зато в корпусе из разноцветного пластика, а также iPhone 5S в более привычном для Apple исполнении (стекло плюс алюминий). Главные новшества последнего – сканер отпечатков пальцев, быстрая камера, позволяющая записывать видео со скоростью 120 кадров в секунду, а также 64-битный процессор A7. Все это, конечно, не тянет на революцию. И в Apple это прекрасно понимают сами, поэтому гаджет получил промежуточный индекс 5S и айфоном 6 не стал. Впервые такую штуку маркетологи корпорации провернули с iPhone 4S, так что на самом деле перед нами сейчас уже седьмое поколение умных телефонов, придуманных Джобсом.

Главный вывод из презентации состоит в том, что маркетологи окончательно стали главными людьми в Apple, заменив собой инженеров. Вот скажите, какая вам будет польза от 64-битного процессора в телефоне? Скорее всего, вы вообще не знаете, что означает это число и чем 32-битные процессоры хуже. Но зато можно с гордостью смотреть на несчастных владельцев пятых айфонов – тех, которые не «эс», – эти граждане в мгновение превратились из королей жизни в неудачников. Особенно это верно, если вам удалось раздобыть «золотую» версию последнего гаджета Apple. Перед такой роскошью не устоит никто. И это тоже маркетинг: вместо того чтобы продавать людям функциональные вещи, Тим Кук впаривает нам статусное потребление и повод хвастаться перед окружающими тем, как мы неразумно сорим деньгами. Не все разбираются в марках одежды, на автомобиле в здание не въехать, недвижимость на встречу не протащить, а вот «последний айфон» – это универсальный язык, который понимают все и везде. Достанешь такой из кармана, и вот ты уже на празднике жизни. По очевидным экономическим причинам это особенно ярко проявляется в бедных странах, например в России.

Идея презентовать сразу два айфона – для тех, кто победнее, и для тех, кто побогаче, сыграла с Apple дурную шутку. Пластиковый айфон наглядно показал отсутствие у Apple прорывных идей. С одной стороны, желание корпорации продавать больше устройств и конкурировать с Android в сегменте относительно недорогих гаджетов понятно. В конце концов, у Android сейчас 80% рынка смартфонов в мире против 11% у iOS, причем Samsung, например, не стесняется делать на Android гаджеты любого уровня – от дорогих Galaxy IV до дешевых Galaxy Ace. С другой стороны, Apple и так сидит последние годы на гигантском денежном мешке, инвестировать эти деньги компании как-то некуда, так что она сейчас с ожесточением выкупает из публичного обращения собственные акции, уже потратив на эти цели 60 млрд долларов. И вот компания, не имея, очевидно, хорошей тактики, которая позволила бы вернуть wow-эффект смартфонам, не сумев ответить на вопрос о том, что может стать «следующим iPhone» – по аналогии с надеждами Google на их очки, – «идет в народ», предлагая дешево выглядящие устройства из пластика под своим флагманским брендом. Кто теперь разберет, какой у вас айфон? В русском языке различие между 5С и 5S вообще мало кому доступно.

Тим Кук на презентации постарался не слишком привлекать внимание к младшей модели, рассказав вместо этого о том, как много сейчас в мире устройств, работающих на iOS (шутники уже сравнивают новую риторику компании с рекламой «Макдоналдса»). И напрасно, потому что iPhone 5C гораздо любопытнее своего старшего брата. За его пластиковым корпусом скрывается большая гуманитарная катастрофа. Apple, видимо, наконец разглядела тенденцию, которая давно уже существует, в том числе и в России: довольно-таки бедные люди, студенты, бюджетники, безработные покупают себе третьи или четвертые айфоны, чтобы «выглядеть круто». Теперь компания создает для них официальный рынок.

Причем бюджетность там очень условная. В США iPhone 5С с двухлетним контрактом действительно будет продаваться за 99 долларов. Но вот стоимость «чистого» смартфона составит в США уже 549 долларов. То есть в России этот «айфон для бедных» будет стоить от 20 тысяч рублей и выше. Это как раз примерно средний месячный доход жителя нашей страны, что автоматически превращает пластиковый айфон в предмет роскоши. Американец или европеец за свою ежемесячную зарплату мог бы купить, например, отличный домашний кинотеатр. Apple, конечно, не стоит обвинять в том, что в корпорации хотят, чтобы люди в странах третьего мира выкладывали до десятой части годового дохода своей семьи за их продукт, в конце концов, чего еще ждать от капиталистической корпорации. Но картина наших сограждан, выстраивающихся в очереди за кредитами на новый телефон в своем желании быть крутыми, становится отличным фоном для нового лозунга Apple: «Маркетинг избавит нас от необходимости думать о технологиях». Apple больше не технологическая компания, а исключительно продавец грез – в основном для бедных азиатов. И вопрос теперь только в том, захотят ли лояльные покупатели продукции Apple мириться с этим новым положением вещей, пластиковыми айфонами и неизменной в течение многих лет и порядком уже надоевшей iOS.

Что, если отсутствие технологических инноваций у Apple совпадет с разрушением статусного бренда и окончательным превращением iPhone в марку для народа? Пока рынок отреагировал на презентацию Тима Кука очень плохо. Акции компании в течение дня упали на 2% и стоят теперь менее 500 долларов за штуку (год назад они стоили более 700 долларов). И не стоит забывать: сильные позиции старого джобсовского Apple были очень полезны для всех нас, в том числе для фанатов Android, системы, закалившей себя в борьбе со своим образцом и конкурентом iOS. Если Apple превратится в торговца дешевыми пластиковыми побрякушками, рынок в целом будет развиваться гораздо медленнее.

..............