Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

3 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
23 декабря 2013, 11:30 • Авторские колонки

Василий Колташов: Последний покупатель

Василий Колташов: Последний покупатель

Оживление на рынке недвижимости в Подмосковье – детище проблем в экономике. Правильно было бы снижать цены. Однако продавцы уверены, что покупатель никуда не денется, и цены повышают. Продавцы ошибаются.

В декабре 2013 года немало строительных компаний повысило цены на квартиры в Подмосковье. Следом за ними потянулись продавцы на вторичном рынке. Они увидели, что с охваченного кризисом московского рынка недвижимости потенциальные покупатели ушли в их зону. Однако они неверно оценивают потенциал и денежные возможности мигрантов.

Покупатель не настолько ценит свежий воздух, чтобы тратить в день по 3-5 часов на дорогу до работы и обратно

Московская область славится более чистым воздухом, зеленью и транспортным коллапсом на дорогах к Москве. Даже если новые дома удалены от МКАД на 5–7 км, дорога до работы в столице может занять у владельцев квартир в них самое малое полтора часа.

Жители Подмосковья тоже сравнивают свою жизнь со столичной. Они знают, что зачастую дышат лучшим воздухом. Но некоторые из них устали от ржавой воды из крана и утомительной дороги до рабочего места, а еще они видят: работа школ поставлена в столице лучше, пенсионеры могут рассчитывать на прибавки к пенсии и большие льготы. Есть и еще одна беда, от которой страшно страдают молодые семьи Подмосковья.

Порядка 200 000 детей в Московской области ожидают мест в детских садах. А население окружающих столицу городов все растет и растет. Большая часть новых жителей трудится в Москве и даже из платного садика не всегда может успеть забрать своих малышей.

А еще есть школы. И тут тоже люди стараются, чтобы дети не бегали одни по улицам после занятий. В столице ситуация с детскими садами лучше, хотя дети тех, кто не имеет своего жилья («понаехавшие»), а прописан в Подмосковье, другом регионе или даже ином столичном районе, зачисляются в сады в последний черед. Электронные очереди опускают строки с их фамилиями.

Все это известно и все учитывается каждым потенциальным покупателем жилья как возможные особенности или материальные издержки. Однако цены на жилье в Москве вздуты так сильно, что вопреки минусам – считая также огромные потери времени на дорогу – жилье более активно берут в Подмосковье, в пригородах столицы. Так происходит уже давно.

2013 год ознаменовался спадом на столичном рынке жилья. Спрос ушел вниз тем глубже, чем более «элитными» значились цены. Омертвение не коснулось Подмосковья в равной силе. Напротив, бегство покупателей породило особую ситуацию. С января по октябрь 2013 года число построенных объектов жилой недвижимости в области увеличилось на 19% по сравнению с 2012 годом, как передает портал РИА «Новости».

Искатели квартир вели себя неодинаково пылко. Они проявляли совсем мало интереса к объектам, построенным с явным прицелом привлечь инвесторов (включая и спекулянтов) и возведенным «в полях» и «краю неведомом». Разбор обильно выделяющейся строительными компаниями рекламы показывает, что люди интересуются такими квартирами, из которых еще можно попасть в Москву. Изоляция от мира их (почему-то) не привлекает. Они также хотят школ, поликлиник и детских садов.

Было бы странно ожидать в условиях затухания деловой активности и при явном дефиците платежеспособного спроса иррационального поведения людей. Конечно, они стремятся приобретать не однокомнатные берлоги, а минимум двухкомнатные квартиры. Их много и строят. Но трехкомнатные квартиры, которых возводят поменьше, даже в Подмосковье расходились в последнее время не особенно хорошо. Причина – это вовсе не стремление людей жить в стесненных условиях.

Нехватка денег – вот что погнало покупателей жилья из Москвы еще в 2012 году. Они не настолько ценят свежий воздух, чтобы тратить в день по 3–5 часов на дорогу до работы и обратно. Однако под занавес года кое-кому так сильно захотелось поживиться за счет этих людей, что он начал играть на повышение. Строительные компании считают излишним делать подсчет заработков потенциальных покупателей. Им не хочется знать, как люди смогут покрыть новую цену, а потом страшные российские проценты по ипотеке.

В итоге «золотое дно» Подмосковья – «новый рай», где все время (так некогда говорили про Москву) растут цены, не состоится. В Московскую область пришел последний покупатель. Он тянется изо всех сил, чтобы заплатить 4,5–5 миллионов за самую недорогую, не находящуюся в транспортной бездне квартиру. И этих сил у него уже недостает. Никто не помог этому покупателю в 2013 году. Зато его продолжали гордо называть «средним классом», хотя он знает другие (менее громкие) свои имена. Необходимость и нужда – вот как они звучат.

Строительным компаниям и банкам очень хочется напугать, разогнать на расходы, а, может быть, и разорить этого покупателя. Он не нищий, но каждый рубль добыт им с трудом, поскольку эта группа – трудящиеся. И пока большие игроки рынка давят ценами и процентами, этот последний покупатель на рынке жилья отчаянно ищет выход. На фоне цен на жилье его доходы (немалые по российским меркам) выглядят медяками нищего. Он нигде не ощущает свою бедность так, как на рынке жилья, зная при этом об искусственном, основанном на монополизме вздутии цен.

Подмосковное оживление на рынке жилья – детище проблем в экономике. Оно своеобразно и сильно переоценено продавцами. Более умным было бы снижать цены. Тот, кто поймет это первым, в 2014 году получит больше живых денег (продаст он тоже больше), чем его конкуренты, уверенные, что покупатель «никуда не денется» и выложит 6 млн рублей за скромную пролетарскую квартиру в столичном пригороде. Однако покупатель денется, еще как денется...

..............