Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

3 комментария
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
2 октября 2013, 17:00 • Авторские колонки

Михаил Бударагин: То хвост отваливается

Михаил Бударагин: То хвост отваливается

Наступает осень, и все сейчас начнут болеть. Долго, с подробностями, со стоном и плачем. Стон этот звучит громче весной и осенью, но вообще страданиями полнится земля. Пустыми, ненастоящими. И здоровье тут ни при чем.

Сетевая тусовка вволю посмеялась над телеведущей Еленой Малышевой, которая в одной из программ хорошо поставленным голосом учила сограждан какать. Ха, мол, посмотрите-ка, до чего наш телевизор докатился, умора.

Щедрость – это самое лучшее лекарство от насморка, болей в спине или экзистенциальной тоски

Ничуть не претендуя на роль защитника Малышевой (ей, по-моему, уже сто лет все равно), отмечу, что регулярно читаю самые разнообразные сетевые сообщества, психологические и гендерные, а также журналы, которые помогают согражданам, любящим посмеяться, разрешить разнообразные жизненные трудности.

Если прикинуть приблизительно, то 40 процентов стенаний касаются здоровья, еще 30 – отношений между полами, остальное – это уже про деньги, это к Василию Колташову, не ко мне.

Нытье о здоровье, а точнее о нездоровье – самый простой и явный пример масштабного коллективного страдания. Ох, мол, старость-то не радость, ох, простуда, ох, хвост отваливается – любая болячка вмиг замещает человека, становится катастрофой, занимает все свободное пространство. Человек не болеет, а рассказывает о том, как он болеет, превращая каждый чих в повод для часового обсуждения. Болезнь вытесняет больного, вирус гриппа оказывается интересней, чем его носитель.

Зачем сообщать об этом всему миру? Затем, чтобы пожалели и приободрили? Отчасти, но всего лишь отчасти.

Болезни, мелкие беды и незначительные горести (в ход идет все – от сломанного ногтя до того, что «никто не любит») – это самый простой способ рассказать о себе хоть что-то, когда рассказывать нужно (а то как же мир узнает о сломанном ногте, все же в любопытстве), но совершенно нечего.

Социальные сети требуют от человека нового типа социальности: ты должен присутствовать здесь и сейчас, а уж с чем – так ли важно, когда все равно не с чем?

Тут-то и возникают фотографии еды или кед.

Тут же и болезни.

На самом деле вы ведь ничем не больны. Да, вы живете в гадких городских условиях, едите всякую дрянь и дышите не пойми чем (при этом все время волнуясь – а не продует ли), но организм давно адаптировался к этому, ему нужна лишь минимальная поддержка, ничего особенного. Два месяца обливаний холодной водой, пеших прогулок (да, можно вылезти из машины, от этого не умирают) и пятиминутной утренней зарядки (это не тяжело, поверьте) – и вы как огурчик. Эти простые правила ничуть не лучше объяснений о том, как нужно правильно какать, правда же. С детства все всем известно.

Но лень.

И страданиями полнится земля русская. Болезни просто слишком очевидны, нельзя не писать, но сколько всего происходит помимо болезней. Из сообщений о том, что кто-то кого-то бросил (бросают, напомню, вещи, а люди расстаются), можно составить многотомную энциклопедию глупостей и банальностей. Из жалоб на близких – целую библиотеку. Из одинаковых утешительных комментариев можно сложить город.

Зачем это все?

Я думаю, от жадности души.

От ощущения себя центром мира. Разумеется, мира боли, страдания, тревожной скуки и котиков – хороший филиал ада, любой Данте позавидовал бы. Это мир, в котором ты есть только тогда, когда на тебя обращают внимание, причем не близкие люди (от них уже не требуется почти ничего), а кто попало. Вечное человеческое тщеславие, которое раньше было ограничено простыми и понятными техническими вводными (ну, не будешь же ты стучать во все квартиры с криком «А вот он я!»), теперь становится движущим механизмом отношения человека к самому себе.

Юля Гусакова ошибается: водораздел вовсе не проходит по Москве и провинции, нет никаких отдельных посетителей интернета и какой-то другой страны, а есть форумы небольших городков, где все то же и все о том же. Ведь продавец, скажем, может вам нахамить и в центре Москвы, и на окраине Брянска, а вы можете сделать из этого захватывающую трагедию и страдать три дня. Какая разница, что вы покупаете: сумку за сто тысяч или ершик за пятнадцать рублей.

Есть ли выход за рамки этого ставшего уже социальной нормой ада? Да, разумеется.

Нужно отдавать. Деньги, время, силы, себя. Нужно просто перестать думать о себе и начать думать о ком-то. О близких и далеких, о здоровых и больных, о стариках и детях – не важно. Нужна ли им помощь или они бодро справляются сами – не имеет значения: всякому приятно товарищеское плечо, доброе слово или сто рублей.

Щедрость – это самое лучшее лекарство от насморка, болей в спине или экзистенциальной тоски. Ваш приятель рисует? Отлично: организуйте выставку его работ. Вы знаете что-то интересное и важное? Расскажите об этом, устройте онлайн-семинар. Сегодня придут два человека, через полгода – двадцать два. Вам кажется, что мир слишком к вам жесток? Поезжайте в детский дом, сколотите скворечник, раскрасьте вместе с детьми. Научите их играть на гитаре или говорить по-английски. Или сами чему-нибудь научитесь. Тысячи курсов – хоть кройки и шитья, хоть иудаизма, хоть квантовой физики – на любой вкус.

В мире столько несделанных дел, что хватит на всех.

Это будет тяжело?

Да, это будет очень тяжело. Это будет самое тяжелое, что вообще с вами случалось, обещаю. Работа ума и сердца – круче любой качалки, тренировки каждый день, все болит – так и будет, поверьте. А потом втянетесь, начнете хорошо спать и много есть, перестанете ныть (завтра ведь новое дело, до нытья ли?) и обращать внимание на общество, государство, мировую финансовую систему и трансконтинентальный заговор с целью вас обидеть.

Есть вы и целый мир. Чего вам еще надо-то?

..............