Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

7 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

13 комментариев
14 сентября 2012, 12:31 • Авторские колонки

Василий Колташов: На военном рынке

Василий Колташов: На военном рынке

Глобальный кризис привел к росту рынка вооружений и военной техники. За 2001-2012 годы он увеличился в два с лишним раза. Каковы на нем позиции России? И что может дать экономике рост оборонной отрасли?

Первая тройка военных экспортеров остается неизменной уже много лет. Согласно сведениям Стокгольмского международного института исследования мировых проблем (SIPRI), Соединенные Штаты сохраняют первое место в международной торговле вооружениями. На их долю приходится 30% рынка, а по другим данным, даже больше. Россия занимает вторую позицию и контролирует 24% военного рынка. На долю Германии приходится 9%, Франции – 8%, Великобритании – 4% (по данным Газеты.RU). Как можно судить по изменению статистики за последние годы, укрепление позиций России на рынке вооружений произошло с началом экономического кризиса, обострившего внутренние и международные конфликты на планете.

Россия смогла в 1990-е годы удержаться на военном рынке по инерции. Слишком прочные позиции занимал на нем прежде Советский Союз

Рынок вооружений подвержен отнюдь не сезонным колебаниям. Но он способен расти вопреки негативной динамике мирового хозяйства. Одной из новостей данной сферы является наступление Китая, начавшего превращаться из импортера в экспортера военных товаров. И это важное известие.

Россия смогла в 1990-е годы удержаться на военном рынке по инерции. Слишком прочные позиции занимал на нем прежде Советский Союз. Положительно повлиял на ситуацию и застой в развитии военных технологий, под которым нужно понимать отсутствие появлений принципиально новых видов вооружений. Это положение отражало общую ограниченность развития технологий на планете. Информационно-коммуникационная сфера являлась единственной быстро шедшей вперед. Начинка некоторых военных средств изменялась, но танки или самолеты оставались в основе своей прежними.

В 1990-е годы Россия испытала шок от радикальных неолиберальных преобразований. Рыночная политика была такова, что если товары сами по себе не находили сбыта на мировом рынке, то производство объявлялось неконкурентоспособным. Ни о каком строительстве рынка сбыта или создании механизмов поддержки речь, по большому счету, не шла. В такой обстановке оборонная промышленность страны оказалась в тяжелейшем положении. Военный заказ уменьшился до ничтожного уровня. Экспорт отечественного оружия сократился до 2–3 миллиардов долларов в год. Немногим ранее СССР ежегодно получал от поставок военных товаров на внешний рынок 20 миллиардов долларов. Переломить ситуацию оказалось возможным лишь в 2000-е годы, что отчасти было связано с ростом оборонного заказа России.

#{smallinfographicleft=598128}SIPRI в 2010 году подвела итоги развития рынка вооружений. Глобальный кризис не остановил его рост. Суммарно же за 2005–2009 годы он увеличился на 22% по сравнению с предыдущим пятилетием. Эксперты констатировали, что на планете нарастает гонка обычных вооружений. Политическая сторона этого процесса сложна и связана с глубоким кризисом модели современного капитализма – неолиберальной глобализации. Однако для поставщиков военных товаров достаточно уже заключения о том, что рынок развивается не столько вопреки кризису, сколько благодаря нему. Это делает оборонную отрасль более устойчивой, чем другие сегменты экономики. Но она нигде не может развиваться свободно, а всюду в той или иной мере находится под контролем государства.

Для России борьба на растущем рынке вооружений дает важный шанс к развитию «сложных секторов» экономики. Однако оборонная отрасль должна опираться на внутренний заказ. И чем большим он будет, чем больше военной продукции проектируется и производится для нужд собственных вооруженных сил, тем ниже будет себестоимость единицы продукции и выше ее качество во всех отношениях. На военном рынке это всегда дает преимущество. Не тайна, что обладатели мощных вооруженных сил создают военное производство и постепенно становятся экспортерами военных товаров, если только страны их являются индустриально развитыми. Расширение экспорта оружия и военного снаряжения почти всегда связано с политикой. На этот путь встает ныне Китай. И не исключено, что уже в короткой перспективе России придется конкурировать с ним на мировом рынке.

Увеличение за последние десять лет государственного оборонного заказа в России работает на укрепление военной индустрии. Проблемой остается износ основных фондов, а также тяжелое положение производства машин и оборудования. Однако изменить состояние этих блоков без развития производства «сложных товаров» (в том числе военной техники) и заказа со стороны государства невозможно. Независимо от того, в чьих, частных или государственных, руках находились предприятия военной индустрии, их развитие всегда требовало организованного – правительственного – спроса. Подобным образом в России можно поднять такие секторы, как кораблестроение и авиастроение, законодательно обязывая перевозчиков приобретать их продукцию или (более умеренное решение) обеспечивая им загрузку за счет заказа компаний с государственным участием.

В 2012 году объем мирового экспорта оружия и военной техники должен составить примерно 65 миллиардов долларов. В докризисные годы этот сектор мировой торговли являлся намного менее объемным. В 2001–2005 годах на него в среднем ежегодно приходилось 27 миллиардов долларов. Рывок вверх совершился в 2006 году, когда глобальная торговля военными товарами увеличилась примерно до 36 миллиардов долларов. Рост продолжился в 2007 году, когда военный рынок расширился почти до 55 миллиардов долларов. В 2012 году, согласно ожиданиям, одна только Россия может продать на внешнем рынке военных товаров на 25 миллиардов долларов. И даже если в 2013 году ситуация в глобальной экономике ухудшится, далеко не обязательно спрос на вооружения и военную технику на планете сократится.

Оборонное производство является частью тяжелой индустрии. Без роста этого сегмента экономика страны не сможет развиваться. Рост военного производства не только способен влиять, но уже положительно влияет на смежные сферы. Прогресс оборонного производства способен запускать развитие всей индустрии, включая производство средств производства. Все это содействует общему росту экономики. На этих принципах строится  политика военного кейнсианства. Однако, вопреки мнению некоторых экономистов, она не может висеть в воздухе – поддерживать сама себя. Знание этого правила отчасти объясняет агрессивную политику США в 1950–1970-е годы. Вполне возможно, что в условиях кризиса сырьевого рынка российская военная индустрия будет набирать вес, в том числе и увеличивая влияние на внешнюю политику.

Оборонный сектор имеет многоплановое значение. Поэтому развивать его вынуждено будет даже самое миролюбивое правительство.

..............