Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел и переучреждение власти на части земель под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

9 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

11 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

8 комментариев
19 июля 2012, 09:30 • Авторские колонки

Михаил Бударагин: Похвала некрасивости

Михаил Бударагин: Похвала некрасивости

Диктат откровенно бессмысленного глянца невозможно преодолеть, сражаясь с ним: все равно эти ходячие одинаковые куклы, которые называются «конкурс красоты», победят. Но выход из этого ада есть.

Всегда останавливаю себя от просмотра соответствующих фотографий, но никогда, конечно, не могу удержаться.

XX век отлично научил нас массовости, а вот XXI может выучить той степени индивидуальности, которая необходима для того, чтобы не впасть в эту ересь бессмысленной красивости

Нет, я не о том, я – о так называемых «конкурсах красоты», которые проводятся по шесть штук на неделе и давно уже прекрасно годятся лишь для фоторепортажей в спокойные дни (не каждый же раз находят бозон Хиггса).

Каждый гордый поселок обязательно устроит у себя дефиле в купальниках, чего уж говорить о крупных городах, а ведь есть еще всякие «Мисс мира» и «Мисс Вселенная» и, наверное, «Мисс Галактика»: я их все время путаю, как и любой нормальный человек.

Трудно не спутать одинаковое, пластмассовое и мертвое.

Вот, например, «самая красивая девушка Москвы» – и ведь не скажешь, что не девушка, и не скажешь, что не самая, и не скажешь, что не из Москвы, а все равно как-то уже даже незачем приглядываться. Все уже понятно.

Нет, не некрасивая, даже не подумайте. Понятно, что любой спор о красоте (особенно в детсадовских категориях «самости») после второго слова превращается в полемику о вкусовых предпочтениях спорящих и их культурном багаже. Кто-то воспитан на кинофильмах с Сашей Грей, кто-то – на полотнах голландских мастеров, а кто-то вообще половину жизни играл в Mortal Kombat, и все, что симпатичней четырехрукого монстра Goro, полагает приемлемым – на всех не угодишь.

Проблема в другом.

Давайте честно: нынешняя культура визуального – это в широком смысле культура смерти, чего-то, в чем осталась лишь форма, изображающая жизнь, а самой жизни уже нет. Если любое изображение в средневековом соборе или любая красивость в православном храме – прежде всего, знак и символ, то есть в том числе и своего рода текст, отсылка к прошлому и попытка рассказать о будущем, то глянцевая красота нынешней визуальной культуры уже не несет в себе никакого содержания.

То есть не то чтобы изображение только сейчас вдруг стало важнее текста: просто именно сегодня мы столкнулись с тем, что любое содержание, любая глубина должны быть немедленно закрашены, забиты досками и посыпаны стразами. Именно поэтому в США придумали айфон, а в России изобрели метод раскрашивания этого айфона в какую-то псевдохохлому (это называется, кажется, «Денис Симачев»).

#{image=647230}Двадцать тысяч одинаковых «мисс-чего-то-там» плохи не сами по себе. Пусть себе ходят в своих бикини, разве запретишь? Кто-то вот бегемотиков из «Киндер-сюрпризов» коллекционирует, почему бы и нет?

Мне только барышень жаль. Я вообще людей редко жалею, незачем, да и на всех не хватит, но в этом случае, пожалуй, стоит. Почти еще детям, с явно еще неокрепшей психикой из раза в раз какие-то не очень понятно откуда взявшиеся мужчины среднего возраста в качестве образца для подражания подсовывают вот это.

Не Марию Склодовских-Кюри, не Веру Засулич, не Валентину Терешкову, а кукол, кукол, кукол. Они уже не помещаются в детской, и, кажется, если оторвать руку у одной, вполне можно заменить эту руку на ногу у другой. Головы вообще только подставляй.

Так выглядит идеал, и никто не может ничего с ним сделать.

В том смысле, что «борьба с гламуром», конечно, только увеличивает количество бессмысленной красивости в мире – ровно так же, как вся полемика вокруг «Светы из Иванова», которую позвали на НТВ, лишь увеличивает упоминаемость НТВ. А делать Кулистикову подробную рекламу своими интеллигентскими страданиями – увольте.

Однако история с «конкурсами красоты» дает нам исключительную возможность почувствовать и понять, как именно нужно действовать в наших тяжелых обстоятельствах.

То, что невозможно победить, можно просто в себе преодолеть. XX век отлично научил нас массовости, а вот XXI может выучить той степени индивидуальности, которая необходима для того, чтобы не впасть в эту ересь бессмысленной красивости.

И здесь если что и работает, то лишь личный опыт и личная судьба, которая всегда – лучший пример.

То есть, буквально, если вам говорят о красоте (особенно в выражениях безапелляционных), указывая на что-то пальцем, просто научитесь не верить этому, понимая, что тут вам просто что-то продают. И учитесь, пожалуйста, учитесь любить некрасивое, не прямое, странное, неожиданное, любить честно и искренне не обложку и даже не то, что скрывается под этой обложкой (там ничего уже давно нет), а то, что никогда ни в какую обложку не впихнут.

Жить в эпоху тоталитаризма (а глянец так тоталитарен, что Иосиф Виссарионович изумился бы), оставаясь нормальным человеком, – это всегда личное маленькое дело, за которое никто не наградит.

Так что придется как-то каждому в одиночку находить и правду, и содержание, и смысл в некрасивых остовах, в заброшенных металлических конструкциях, которые где-то на окраине просто так рвутся в небо, в старых, расползающихся книгах, которые давно уже никому не нужны, в уже совсем белых школьных тетрадях, в кирпичной стене, которая все тянется и тянется до горизонта.

Некрасивость возвращает нас в правду. В то, что мы стареем, мы смертны, мы неуклюжи и смешны, в то, что мы вообще живые. В то, что нас окружают не картонные айфоны и не одинаковые модели (в моем счастливом детстве моделями называли пластмассовые макеты самолетов, танков и гаубиц, так что слово точное), а живые и очень разные люди, из которых нельзя выбирать красивых и некрасивых, а можно только настоящих и фальшивых, потому что это важно, а остальное не имеет никакого значения.

Придется ведь этому всему учиться. Иначе придет «мисс» и сожрет тут все.

..............