Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

6 комментариев
12 декабря 2011, 17:00 • Авторские колонки

Михаил Бударагин: Долгая дорога домой

Михаил Бударагин: Долгая дорога домой

Власть не станет выполнять требования собравшихся на Болотной площади, а сами собравшиеся не горят желанием устраивать столкновения с ОМОНом и баррикады. Эта патовая ситуация открывает прекрасные перспективы.

Незадолго до выборов я написал колонку, посвященную тому, как будет меняться Россия в самом скором времени. Я не очень угадал со сроками, все произошло слишком быстро, но послевыборные события (они еще не завершены, к слову сказать) свидетельствуют о том, что самое интересное ожидает нас впереди. Читатели в свое время пеняли мне на наивность: мол, ничего-то не изменится, все-то так и будет, однако вот и Новый год не успел подойти, а все уже изменилось, так что наивность – самая верная стратегия в мире глупых и уже не работающих технологий.

Субботний митинг обещал быть революцией (неважно, «цветной», «народной» или еще какой-нибудь), но неожиданно оказался импровизированным съездом еще не созданной партии, съездом самоопределения ранее безмолвного городского класса.

Если на следующих выборах эта «партия горожан» попадет в Думу, где уже вообще ни у кого не будет никакого большинства, это можно будет считать большой победой именно власти

Если оставить в стороне несистемных политиков вроде Бориса Немцова, который в скором времени, очевидно, окажется там, где сейчас прозябает несчастный Эдуард Лимонов, очень расстроенный тем, что его бросили одного на площади Революции, и молодых романтиков, таких, например, как Егор Просвирнин, то большая часть митингующих оказались буквально наедине со своими требованиями.

Во-первых, почти все митингующие, не обремененные принадлежностью к той или иной политической партии, в один голос утверждали, что пришли «не к Немцову», а сами к себе: об этом пишет и Юрий Сапрыкин, человек, очень хорошо понимающий, что к чему.

Во-вторых, общее спокойствие акции и удивительная приличность и протестующих, и ОМОНа в перспективе грозят обернуться тем, что не разгоняемые никем граждане будут и дальше высказывать свою точку зрения, которую власть будет принимать ровно в той мере, в которой власти это нужно. Ровно потому что власть – она же не только от митингующих, но и от молчащих, которых все-таки больше.

Партия Интернета вышла на площадь, но партия телевизора, которая после репортажа о митинге смотрит Стаса Михайлова, – это тоже граждане страны. Хотя и не очень понятные, если честно.

То есть – пат.

ЦИК не распущен, Владимир Чуров не отправлен в отставку, нарушения на участках будут проверены, как и сказал Дмитрий Медведев. Это означает, что при самом плохом для «Единой России» варианте развития событий правящая партия потеряет пару мандатов. Неприятно, но совершенно не смертельно. Вряд ли Дума сильно изменится, если какого-нибудь единоросса сменит представитель ЛДПР.

Власть логично не отменит итоги выборов, потому что сразу же на улицы выйдут 60 тысяч «наших» и «молодогвардейцев» ровно с теми же требованиями – и это будет продолжаться до бесконечности. Система (причем любая система как принцип) защищает себя в первую очередь процедурой: есть процедура выборов, есть процедура пересмотра их итогов, которая создана специально для того, чтобы государство никоим образом не пострадало. «Единая Россия» – не государство, так что она может немного и пострадать, как случилось, кстати, уже в ходе самих выборов.

Существует всего два пути: или вступать в открытую конфронтацию, ломая государство как сумму процедур (этот метод подробно описывал Ленин, мечтавший в принципе упразднить государство), или пытаться победить власть ею же созданными процедурами. На первый вариант, судя по тому, что произошло в субботу на Болотной площади, согласны не многие: городской средний класс совершенно не собирается учинять силовые противостояния, попадать в СИЗО, биться с ОМОНом – это удел радикалов, но их слишком мало.

Второй вариант пока понимается всеми как некая «единая кандидатура на пост президента»: мол, в марте пойдем побеждать Путина. Очень логично, конечно, но всем почему-то представляется, что Путин – это такой тоже молодой и задорный новичок, которого можно взять нахрапом. Мягко говоря, это не так. Путинский опыт – и публичной политики, и политики аппаратной (что не менее важно), и политики внешней (что еще важнее), и удач, и неудач – делает его победителем задолго до марта. На самый крайний случай будет «генерал Лебедь», который кого-то очень удивит, а кого-то очень напугает.

Да и не удавалось еще оппозиции выдвинуть «единого кандидата». Показательно, что в резолюции протестующих не было пункта об освобождении Алексея Навального, который, я уверен, куда популярней многих из тех, кто выступал с трибуны. Почти не замеченный, но очень важный момент.

Следующий митинг, который должен официально заявить о том, что «требования не выполнены», потому что выполнены они, разумеется, не будут, может положить начало новой партии, партии городского среднего класса – это представляется как раз наиболее логичным исходом послевыборного противостояния. Партия – удобный инструмент, а собравшихся и не собравшихся хватит, чтобы официально зарегистрировать в Минюсте что угодно. Причем на первых порах организацию может возглавить и кто-то из старых оппозиционеров: люди, которые понимают, как вообще работает партийная система, в любом случае пригодятся, но первую скрипку играть будут уже совсем другие люди.

Я снова и снова возвращаюсь к теме «исправления нравов»: российская партийная система не сахарный пряник, но она вполне подвержена изменениям и влияниям. Если в благословенном 1995-м депутатские мандаты просто покупались почти в открытую, то уже через 10 лет сам смысл этой покупки был почти девальвирован, а на нынешних выборах каких-то предприимчивых людей, которые пытались «продать мандат», вообще подняли на смех. Лет через 10 встанет на ноги появившаяся снизу партия «образованных горожан, которые хотят ..., предлагают ... и требуют», безуспешный опыт либерального (правого – как угодно) партийного строительства будет наконец конвертирован не в очередную Хакамаду, а во что-то вменяемое и полезное.

Если на следующих выборах эта «партия горожан» попадет в Думу, где уже вообще ни у кого не будет никакого большинства, это можно будет считать большой победой именно власти, которая включит в игру по своим правилам еще один важный общественный слой, как включила в свое время ностальгирующих по СССР (КПРФ), чиновников второго эшелона («СР»), любителей дешевой брутальности (ЛДПР) и бюджетников, служащих, местную интеллигенцию вместе с госаппаратом («ЕР»).

Чтобы это случилось (уже почти само собой), власти остается поступить, как ОМОН на Болотной. Смотреть и не мешать.

..............