Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

4 комментария
Сергей Худиев Сергей Худиев Зачем Ватикан бросил вызов западной элите

Трещина между Ватиканом и западной элитой, которая отчетливо поползла после отказа папы становиться «капелланом НАТО», усилилась после недавнего призыва «начать переговоры» в отношении конфликта на Украине, теперь обозначилась самым явным образом.

5 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Запад всегда был против России

Алекс Токвиль, французский государственный деятель и политический философ первой половины XIX века, предсказывал, что не пройдет и столетия, и Россия – если дать ей свободно развиваться – по своему национальному богатству обгонит всю совокупную Европу.

18 комментариев
4 октября 2010, 16:00 • Авторские колонки

Павел Данилин: Лужков и партия

Павел Данилин: Лужков и партия

«Единая Россия» долгое время мирилась с эскападами одного из своих основателей, но терпение лопнуло. В падении градоначальника важную роль сыграл тот факт, что партия отказала Юрию Лужкову в своей поддержке.

Проблемы бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова возникли не вдруг. Ни статья о Химкинском лесе, ни хамская анонимка в «Московском Комсомольце», появившаяся из здания на Тверской улице, не стали бы ни поводом, ни причиной для отставки. Но весь комплекс действий градоначальника, потерявшего ощущение реальности, привел к закономерному итогу.

Лужков унизил этими письмами и интервью прежде всего сам себя. А заодно потерял и право называться однопартийцем в рядах «Единой России

Для партии конфликт сопредседателя Высшего совета с президентом стал дополнительной проверкой на прочность. Многие конъюнктурщики требовали вмешательства «Единой России» в конфликт на стороне одного из своих формальных представителей. Но государственные интересы, да и сама суть конфликта, очевидно выводили фигуру Лужкова за рамки политического процесса, однозначно маркируя его отметкой маргиналия.

«Единая Россия» создавалась в момент, когда страна только-только начала оправляться от сепаратистских тенденций 90-х. Основная суть партийной идеологии запечатлена в самом названии партии – эта организация выступает за единство страны. Единство политическое, территориальное и экономическое. В этом контексте действия, направленные на разрушение российского единства, рассматриваются партией как враждебные, как ортогональные ее политической позиции, от кого бы они ни исходили. Точно так же партией рассматриваются как вражеские и попытки расчленения самой организации «Единая Россия».

Юрий Лужков занял позицию, отрицающую ценность политического единства страны. Его попытка встать над системой управления Россией, продемонстрировать, что он находится вне вертикали власти, не может быть расценена иначе как стремление нанести удар по централизованной системе управления. Эта система описана в Конституции России, законе о госслужбе и еще целой серии законодательных актов.

Бывший градоначальник поставил себя выше Конституции, выше законов, дав понять, что считает свою позицию сверхнормативной. Тем самым он отказывал гаранту Конституции, президенту России, в праве осуществления верховной власти (Фото: Андрей Луфт/ВЗГЛЯД)

Бывший градоначальник поставил себя выше Конституции, выше законов, дав понять, что считает свою позицию сверхнормативной. Тем самым он отказывал гаранту Конституции, президенту России, в праве осуществления верховной власти (Фото: Андрей Луфт/ВЗГЛЯД)

Бывший градоначальник поставил себя выше Конституции, выше законов, дав понять, что считает свою позицию сверхнормативной. Тем самым он отказывал гаранту Конституции, президенту России, в праве осуществления верховной власти.

Отвлекусь ненадолго и объясню, что имели в виду московские крючкотворы. По мнению Лужкова, глава государства не может уволить чиновника, которому тот отказал в доверии, на основании пункта закона, предусматривающего положение, в соответствии с которым утративший доверие президента руководитель субъекта Федерации не может больше возглавлять свой регион. Лужкову казалось, что если его увольняют, то вне зависимости от формулировки должна быть указана причина увольнения. Ни ему, ни юристам мэрии Москвы почему-то не приходило в голову, что уволить можно по факту утраты доверия. Без объяснений.

Впрочем, если Лужкову так уж нужны объяснения, то они вскоре последуют. Уголовные дела против некоторых членов московского правительства говорят сами за себя. Эти объяснения вряд ли будут приятными, ведь Лужкову посылают открытый месседж: господин градоначальник, вас уволили потому, что в ваших рядах слишком много коррупционеров!

Впрочем, вернемся к нашим баранам. Партия «Единая Россия», видя крайне неприличное поведение своего члена, неоднократно пыталась привести его в чувство – встречи Лужкова с однопартийцами в последние два месяца следовали одна за другой. Лужков оставался глух к увещеваниям своих коллег. При этом его поведение становилось неприемлемым. Упершись рогом в кресло градоначальника для обеспечения спокойствия его конфидентов, родственников и окружения, мэр сделал заложником ситуации многомиллионный город, сердце страны.

Откровенная игра Лужкова на раскол, стремление вовлечь московское отделение партии в отстаивание своих узкокорыстных интересов вконец разрушили возможность компромисса между «Единой Россией» и экс-мэром.

Попытки некоторых московских чиновников и их идеологической обслуги представить конфликт с Лужковым как некую «сдачу» партией своего члена не имеют под собой никаких оснований. Сам ход противостояния между президентом и Лужковым предполагал солидарность партии с тем, кто действует в интересах страны, в интересах единства нации. То есть с президентом России Дмитрием Медведевым. Которого «Единая Россия», кстати, выдвигала на высший пост в 2007 году. Отмечу, партия выдвигала Медведева, а отнюдь не Лужкова. Сам Лужков тогда полностью солидаризировался с партией.

Теперь же деятельность мэра Москвы вступила в противоречие с базовой идеологией «Единой России». Все инсинуации по поводу того, что партия «сдала своего», говорят лишь о превратно понимаемой некими политическими аналитиками идее партийного единства. Почему-то они подменяют его понятиями стайности и стадности. Что в корне не соответствует реальности и тем более неприменимо к идеологическому противостоянию. В котором, очевидно, позиция главы государства для партии «Единая Россия» была намного ближе, чем откровенно враждебная единороссам местническая и в какой-то мере сепаратистская идеология градоначальника.

«Единая Россия» это не стадо и не стая. Это партия единомышленников. Экс-мэр Москвы перестал быть единомышленником. Перестал быть мэром. И вскоре перестал быть членом партии.

Для этого бывший мэр, кстати, сильно постарался. Ведь вышвыривать из своих рядов одного из основателей просто так партия не стала бы. Да, Лужков лишился бы руководящих постов, ведь человек, которому президент отказывает в доверии, автоматически лишается прежнего статуса, в котором он пользовался доверием партии. Но выгонять из «Единой России» его никто бы не стал.

К сожалению, после своей отставки Юрий Лужков продемонстрировал полнейшую неготовность держать удар и крайнюю степень политической нечистоплотности. Его письма «на деревню дедушке», его интервью одиозному журналу настолько возмутительны, с одной стороны, и беспомощны – с другой, что недоумеваешь: неужели этот человек, со столь куцыми представлениями о реальной жизни и о реальной политике, возглавлял столицу нашей Родины почти два десятилетия!

Лужков унизил этими письмами и интервью прежде всего сам себя. А заодно потерял и право называться однопартийцем в рядах «Единой России». Партия не держит в своих рядах тех, кто предает идею построения великой страны – единой России.

..............