Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
20 октября 2010, 16:00 • Авторские колонки

Михаил Бударагин: Торжество варяга

Михаил Бударагин: Торжество варяга

Новый мэр Москвы – и этим все приличные люди, безусловно, возмущены – «понаехавший». Он настолько не коренной, что некореннее представить трудно. Что из этого следует, чего ждать Москве и Федерации?

Сергей Собянин – первый «варяг» современной, постсоветской Москвы, причем «варяг» нарочитый, не из Подмосковья или из Санкт-Петербурга, а из Тюмени, о которой многие москвичи имеют весьма смутное представление. И если бы эти москвичи сложились как сообщество, со своими интересами и своими – пусть общественными, а не политическими – рычагами воздействия, «чужаку» Собянину пришлось бы очень трудно (как трудно приходится, например, полпреду Северо-Кавказского федерального округа Александру Хлопонину).

Очевидно, что закончившийся этап принуждения регионов к порядку должен или законсервировать систему в стабильном состоянии, или послужить началом нового витка регионального развития

Но за время правления «коренных» Гавриила Попова и Юрия Лужкова ничего, кроме кухонь, так в Москве и не появилось, а значит, все разговоры о том, что Собянин – химически чистый «понаехавший», так и останутся разговорами. Москвичи – и коренные, и «гости столицы», и «гости», задержавшиеся на два поколения, примут Собянина как миленькие, вспоминая попутно его национальность и перевод с чужого языка чужого названия «Когалым».

В общем, роскошная тема «чужой в столице» никакого продолжения не получит: ну, непривычно, конечно, но пообвыкнутся, года через три никто об этом не вспомнит, хотя, конечно, очень жаль, могло бы в кои-то веки получиться интересное противостояние. Мол, смотрите-ка, чужой ведь человек, что он в Москве понимает – на этом простом тезисе можно хоть избирательную кампанию построить, было бы желание.

Тема губернатора-варяга, впрочем, в случае с Москвой важна не с общественной и не с общефилософской, а с управленческой точки зрения. Руководители регионов, назначенные, а не избранные, совершенно не обязательно являются «пришлыми людьми», так, Рустам Минниханов родом из Татарстана, а Валентина Матвиенко в Ленинграде училась и партийную карьеру начала именно там. Из «коренных» и президент Дагестана Магомедсалам Магомедов, и губернатор Омской области Леонид Полежаев, и глава Калининградской области Николай Цуканов – все они были назначены или переназначены федеральным центром.

Москвичам, стоит думать, тоже станет лучше. Надбавки обещают сохранить и, по всей вероятности, сохранят, транспортную проблему в каком-то виде тоже можно решить, если подойти к делу с умом, и проблема вовсе не в том, что Собянин может оказаться плохим мэром. Мэром, судя по опыту управления Тюменью, он будет хорошим (Фото: ИТАР-ТАСС)

Москвичам, стоит думать, тоже станет лучше. Надбавки обещают сохранить и, по всей вероятности, сохранят, транспортную проблему в каком-то виде тоже можно решить, если подойти к делу с умом, и проблема вовсе не в том, что Собянин может оказаться плохим мэром. Мэром, судя по опыту управления Тюменью, он будет хорошим (Фото: ИТАР-ТАСС)

И тот факт, что мэром Москвы станет человек, никак с московскими элитами не связанный, знаменует собой итог начавшейся еще в 2004 году борьбы федерального центра с региональной вольницей. С Собяниным Москва станет последним регионом, вписанным в общероссийскую «обойму» безоговорочно присягнувших Кремлю, – от Собянина этой присяги никто и не требует, и без того очевидно, что никаких лужковских вольностей новый мэр не допустит.

Политически управление столицей становится прозрачным до неинтересности: у Лужкова были конфликты, был опальный Шанцев и «друг-враг» Ресин, выпады в сторону Кремля и выступления о статусе Черноморского флота – Собянин совершенно другого типа руководитель, и Медведеву, и Путину опасаться в данном случае нечего.

Москвичам, стоит думать, тоже станет лучше. Надбавки обещают сохранить и, по всей вероятности, сохранят, транспортную проблему в каком-то виде тоже можно решить, если подойти к делу с умом, и проблема вовсе не в том, что Собянин может оказаться плохим мэром. Мэром, судя по опыту управления Тюменью, он будет хорошим.

Проблема в другом.

Очевидно, что закончившийся этап принуждения регионов к порядку должен или законсервировать систему в стабильном состоянии, или послужить началом нового витка регионального развития.

Для того чтобы законсервировать систему – при существующем типе бюджетных отношений между регионами и центром, необходим профицитный бюджет и серьезные денежные влияния, на которые, насколько можно понять, не хватает средств. Централизация требует гораздо большей ответственности, чем «берите суверенитета...», и теперь, когда централизовать больше нечего, неизбежен вопрос о цене, которую платит государство за столь удобную систему взаимоотношений с регионами.

Но и отпускать субъекты Федерации в свободное плаванье после стольких лет работы было бы просто глупо: иначе для чего вообще затевалась масштабная реформа государственного управления?

Очевидно, что логика этой реформы требует продолжения борьбы за повсеместное разделение постов мэра и сити-менеджера в городах, то есть по факту – выборности глав городов из числа депутатов, но что будет дальше, то есть после 2012 года? Города – после Екатеринбурга – уже и не сопротивляются: все просят денег, а не свободы, а где взять столько денег, понятно не вполне.

И если систему регионального управления не консервировать в том виде, в каком она сложилась к концу реформы, ее нужно развивать по какой-то новой логике, вне привычной оппозиции «вольность / подчинение федеральному центру». И Сергей Собянин, которые еще в Тюмени предвосхитил многие реформы путинской эпохи (он первым заговорил об отмене выборности губернаторов, например, хотя сам был избран), возможно, сделает Москву полигоном какой-то новой реформы, которая пока еще даже не написана. Во всяком случае, у него полностью развязаны руки и нет никаких проблем ни с общественным мнением, ни с оппозицией, ни с федеральной властью. Почему бы и нет?

..............