Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

17 комментариев
13 октября 2010, 16:00 • Авторские колонки

Михаил Бударагин: Города берет

Михаил Бударагин: Города берет

Дело Егора Бычкова – лучший пример того, что не существует специфических «городских тем», требующих «особого подхода». Есть просто города России, каждый из которых живет своей, подчас очень простой, жизнью.

«Единую Россию» долго не устраивала ситуация с голосованием в крупных городах – там партия власти часто набирала результат заведомо меньший, чем в райцентрах и на селе, что неизбежно давало оппонентам повод говорить о том, что образованные горожане не поддерживают «ЕР».

Для городов – в том-то вся и беда – не существует универсальных тем и приемов, и то, что работает в Новосибирске, не будет работать в Екатеринбурге

И партия власти довольно долго вела внутреннюю дискуссию о том, что же нужно этим самым горожанам, что же «ЕР» может сделать, чтобы привлечь их на свою сторону.  То ли стоит поддержать увольняемых, то ли привлечь на свою сторону хипстеров (я, честно, даже не знаю, кто это), то ли запустить что-нибудь эдакое «для продвинутых» в Сети (это, кстати, тоже ни разу не работает, как не работает в Сети ничего, кроме самоорганизации по больным поводам). В итоге остановились на контрпропаганде в тех регионах, где это возможно (например, в Самаре, где мэра-справедливоросса наголову разбил кандидат от «Единой России» Дмитрий Азаров), и на партийных проектах в городах, где местная власть «ЕР» не противостоит.

Два этих простых механизма сработали.

Новосибирск и Челябинск во многом «вытащили» партийные проекты «Дороги» и «Народный контроль», то есть сюжеты с ремонтом дорог и ростом цен, безо всякого запредельного креатива.

Мысль о том, что мифический «городской электорат» это какие-то особенные люди с айфонами, которые думают о высоком и выращивают на окне галлюциногенные кактусы, как-то себя не оправдала. В России, где и городов-то по большому счету нет, а есть или слобода при заводе, или переехавшая не так давно деревня, делить людей по месту проживания – затея крайне самонадеянная. Вся городская ментальность как таковая – то есть те самые «отцы семейств», о которых шла речь в предыдущей колонке – или не сформирована, или пока еще только формируется в Сети, которая политична ровно до тех пор, пока на горизонте появятся фотографии «котиков», голые женщины или очередные разборки о роли Сталина в истории страны.

Самый яркий случай, иллюстрирующий эту простую мысль – дело Егора Бычкова, осужденного на 3,5 года колонии строго режима за борьбу с наркомафией в Нижнем Тагиле (фото: ИТАР-ТАСС)

Самый яркий случай, иллюстрирующий эту простую мысль, – дело Егора Бычкова, осужденного на 3,5 года колонии строгого режима за борьбу с наркомафией в Нижнем Тагиле (фото: ИТАР-ТАСС)

Проблема же состоит не в том, что партия власти (как, впрочем, и все остальные участники выборов – тут КПРФ от ЛДПР мало отличаются) недостаточно быстро меняется в соответствии с последними веяньями времени. Партия – консервативный институт, она не должна раз в год превращаться в свою полную противоположность.

Проблема в том, что партия зачастую просто придумывает себе избирателя, приписывая ему какие-то фантасмагорические желания, тогда как все эти желания вполне очевидны для всякого, кто ежедневно ходит в магазин. 

Точно так же, как проблема восприятия «Единой России» в городах связана не с особенностями «городского электората», а со сложностью городского хозяйства по сравнению с сельским (проще говоря, у нас есть Минсельхоз, но нет и не может быть «Мингорода», а есть Минрегион, который занимается всем понемногу – это важная тема, но она является предметом совершенно отдельного разговора), так и восприятие «ЕР» в Сети связано не с тем, что партия власти не освоила достаточно технологий и не завоевала симпатий блогеров-тысячников.

Самый яркий случай, иллюстрирующий эту простую мысль, – дело Егора Бычкова, осужденного на 3,5 года колонии строгого режима за борьбу с наркомафией в Нижнем Тагиле. Вот вам классическая городская тема, завоевавшая «топы» Интернета, вот вам музыкант Владимир Шахрин (а не глава ФСКН, что показательно), докладывающий об этой истории Дмитрию Медведеву.

Если не это – сюжет для городского избирателя, не абстрактного, а вполне живого, обычного жителя почти любого российского города, то я уже даже не знаю, что тогда сюжет. Бычкову можно сочувствовать, как это делает Павел Данилин, его можно осуждать, как это делают многочисленные противники Евгения Ройзмана* (отделение его фонда «Город без наркотиков» и возглавлял Бычков), но нельзя уподобляться новоназначенному уполномоченному по правам человека, который главной насущной темой называет «десталинизацию». «Десталинизацию» еще найти надо, а Егор Бычков свои 3,5 года уже получил, и если его права – не права человека, то чьи же тогда права защищать? Сталина? Его врагов?

Но что позволено назначенному чиновнику Михаилу Федотову, не позволено партии, которая будет и в Нижнем Тагиле биться за голоса избирателей.  И пока партия этого не поймет, город всегда будет для нее вечной головной болью.

Для городов – в том-то вся и беда – не существует универсальных тем и приемов, и то, что работает в Новосибирске, не будет работать в Екатеринбурге. Партии власти, в общем-то, осталось выучить только эту простую истину, все остальное, как показали прошедшие выборы, неплохо работает. И дело Егора Бычкова – хороший урок того, что такое город, чем он живет и как устроен.

Так вот он и устроен.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............