Тимур Шерзад Тимур Шерзад Как приблизит победу новая группировка войск «Север»

В зоне специальной военной операции у ВС РФ появилась новая группировка войск – «Север». Что это – косметическое переименование, или предвестник очень плохих новостей для противника?

0 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

16 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

10 комментариев
17 ноября 2009, 10:00 • Авторские колонки

Максим Кононенко: Основной вопрос философии

Максим Кононенко: Основной вопрос философии

В центре Москвы на Пречистенке в здании Центрального дома ученых Российской академии наук подрались участники Международного философского форума. На место происшествия были высланы несколько экипажей патрульно-постовой службы.

Вот вы, наверное, думаете, что это очень смешная новость – про то, как подрались участники Международного философского форума. Между тем ничего смешного в этой новости нет, потому что они просто должны были подраться. Потому что именно сейчас перед русской философией встал самый важный вопрос за все время ее существования. Никакого более важного вопроса русская философия никогда не решала.

А вот зачем нужны философы? Я даже заострю, усилю вопрос: зачем нужны философы Российской академии наук?

О существовании русских философов до ноября сего года знали только на философском факультете МГУ, да еще в руководстве Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. Оное руководство решило присовокупить к своим площадям здание Института философии РАН, которое очень удачно оказалось рядом с музеем. Это провинциальные музеи у нас закрываются от отсутствия денег на коммунальные платежи, а вот ГМИИ имени Пушкина – организация стратегическая, практически госкорпорация. По крайней мере, по своим возможностям. И раз уж директор ГМИИ Ирина Антонова, известная, в частности, своим высказыванием о том, что никаких пандусов для инвалидов-колясочников в ее музее никогда не будет, потому что они испортят вид парадной лестницы, так вот раз уж эта самая Ирина Антонова захотела – то Институт философии у философов немедленно отобрали. А вместо этого предложили философам перебраться на технический этаж Института космических исследований. Ну вы сами подумайте! Ты всю жизнь философствовал на Волхонке, с видом на Кремль, а теперь тебя отправляют на станцию метро «Калужская» наблюдать из окна рекламу компании «Станкоимпорт». Философы заявили, что это унижает русскую философию, и переезжать отказались.

И именно после этого заявления широкая общественность и узнала о существовании современной русской философии. В течение нескольких следующих дней оказалось, что русская философия серьезно расколота. То есть одни из русских философов говорили, что институт им необходим. А другие русские философы говорили, что никакого института им не надо. Что философу хорошо и в бочке.

Вот вы, наверное, думаете, что это очень смешная новость – про то, как подрались участники Международного философского форума (фото: кадр телеканала НТВ)
Вот вы, наверное, думаете, что это очень смешная новость – про то, как подрались участники Международного философского форума (фото: кадр телеканала НТВ)

Это противостояние двух доктрин вылилось в боевое столкновение на Международном философском форуме. Нужен институт или нет – вот самый важный вопрос современной русской философии. Унижает ли переезд на технический этаж Института космических исследований русскую философию или не унижает? И никакого другого вопроса нет.

Но вот каким вопросом русская философия не задается – так это вопросом о собственном существовании.

Нет, ну действительно. Физики придумали полупроводники и экономичные светодиоды. Без них у нас не было бы ноутбуков. Врачи придумали современные протоколы высокодозной химиотерапии. Без них от рака умирали бы все, а теперь большинство выздоравливают. Математики придумали алгоритм кодирования MPEG 3, в результате чего мировой, а вместе с ним и русский шоу-бизнес наконец-то накрылся медным тазом.

Генетики придумали модифицированную сою. Теперь водку можно закусывать очень дешевыми и питательными пельменями. А еще генетики придумали, как выращивать новую человеческую печень, так что водки с дешевыми и питательными пельменями теперь можно выпить значительно больше, чем раньше.

Даже историки! Даже историки могут выполнять какую-нибудь вполне значимую социальную функцию. Особенно если это историки украинские. Объединять, например, нацию. Ну или там обеспечивать патриотическое воспитание молодежи.

А вот зачем нужны философы? Я даже заострю, усилю вопрос: зачем нужны философы Российской академии наук?

Россия уже 20 лет не может понять, в какое именно место она пришла и куда ей теперь идти дальше. Казалось бы – вот она, сфера приложения философского аппарата. Так что же аппарат? Приложен? Судя по тому, что мы так никуда и не идем, – нет, не приложен.

Так, может, и черт с ним тогда, с аппаратом-то этим. Пусть себе пылится на техническом этаже Института космических исследований. А то и вообще – сдать его в Политехнический музей. Вместе с теми философами. Пусть они там стоят рядом с унылыми и столь же бессмысленными компьютерами «Микроша».

..............