Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

7 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

14 комментариев
8 мая 2008, 19:30 • Авторские колонки

Дмитрий Соколов-Митрич: С моей кровью все в порядке

Д, Соколов-Митрич: С моей кровью все в порядке

Дмитрий Соколов-Митрич: С моей кровью все в порядке

Эта статья посвящается лично директору НИЦ Московского городского университета управления Правительства Москвы господину Яковлеву Игорю Геннадьевичу, который как-то публично заявил, что антисемитизм у русских в крови.

И ему за это ничего не было.

И вообще − привет всем антисемитофобам, которых в России, на мой взгляд, гораздо больше, чем антисемитов.

Еще она посвящается всем тем, кто 63 года назад спас еврейский народ от полного уничтожения. Прежде, чем читать эту колонку дальше, давайте помолчим − если не минуту, то хотя бы 10 секунд...

Недавно я был в городке Нелидово Тверской области. Когда-то именно здесь советские солдаты, героически преодолевая свою врожденную склонность к антисемитизму, переламывали ход войны, положившей конец холокосту.

Еврейская тема является сегодня объектом спекуляций. Чьих? Нетрудно догадаться

Вы будете смеяться, но год назад в Нелидово открылся «музей Израиля».

Товарищ Яковлев Игорь Геннадьевич, Вы, наверное, сейчас лопнете от смеха, но экспозиция пользуется бешеной популярностью. Она должна была закрыться еще в ноябре, но действует до сих пор, и, возможно, останется в Нелидово навсегда.

− Количество посетителей уже измеряется тысячами, − признается создатель экспозиции Светлана Айзиковна Кожанова. − Поначалу приходили, в основном, школьники. Даже из православной гимназии отец Сергий целые группы учеников приводил. Потом потянулись их родители, а в последнее время зачастили работники местных госучреждений. Музей занимает всего две комнаты, но экскурсия длится несколько часов. Пока еще никто не уходил. Бывали случаи, когда группа просила тайм-аут, потому что людей ждут какие-то срочные дела, но потом возвращались и дослушивали экскурсию до конца.

Светлана Кожанова чем-то напоминает мне мою школьную учительницу Маргариту Борисовну Зайцеву, благодаря которой я поступил на журфак, а не стал уличной шпаной с криминальным будущим. Те же спокойствие, достоинство, неравнодушие. Национальность? Да Бог ее знает. Может быть та же, а может – и не та. Плевать.

Светлана Айзиковна всю жизнь проработала учителем физики в местном ПТУ. Имеет звание заслуженного преподавателя РСФСР, награждена медалью Ордена за заслуги перед Отечеством 2-й степени. Недавно вышла на пенсию, но продолжает работать в училище дежурным мастером. В Израиле она была дважды − вывозила туда на лечение к родственникам свою московскую тетю. Прожила там в общей сложности чуть более двух лет. Возвращаясь, отправила на родину 11 посылок по 20 килограммов каждая. Получился музей.

Светлана Айзиковна долго думала, как его назвать. Она смотрит телевизор, читает газеты, слушает радио и знает, что в России евреев не любят. Поэтому нашла нейтральное «Место под солнцем». Но оказалось, что народ намного проще, чем о нем думают медиа-шаманы. Нелидовцы совершенно не стесняются слова «Израиль». В своих отзывах они так и пишут: «Спасибо Вам за этот прекрасный музей Израиля, за интересную экспозицию и теплые стены!»

Еврейская тема является сегодня объектом спекуляций (фото: smitrich.livejournal.com)
Еврейская тема является сегодня объектом спекуляций (фото: smitrich.livejournal.com)

− Но на самом деле, тема еврейского государства здесь, действительно, совсем не главная, − улыбается директор «Места под солнцем». − Этот музей − об единстве и тесноте нашего мира. Вот, например, морские ракушки, найденные мной в Тель-Авиве. Вы бы видели, с каким блаженством дети берут их в руки. У нас ведь уже выросло целое поколение людей, которые не видели моря и, может быть, никогда не увидят. Я начинаю с этой ракушки, а потом рассказываю им обо всем. О Средиземноморье, о животном мире этих мест, о библейских растениях, о древних языках, о том, что ели люди в те времена, когда появилась эта ракушка, какие частички того образа жизни дошли до наших дней и так далее, и так далее. Моя задача − внедрить в них ощущение взаимосвязи всего со всем. То есть − любви. Понимание того, что любое твое действие имеет необратимые последствия. Ведь без этого понимания ничего на свете создать невозможно, правда?

«Трава везде зеленая / И нежные цветы./ А люди разъяренные / Не видят красоты./ Пора бы успокоиться,/ Как птицы гнезда вить/ И землю неделимую/ По-божьему любить».

Это стихотворение, написанное Светланой Кожановой, висит на пальме, которая стоит при входе. Светлана Айзиковна просит меня надеть специальные тапочки, а когда мы проходим в первую комнату, она хватается за голову − мыши съели один из экспонатов. Мацу.

− Они не виноваты, − оправдывает мышей директор музея. − Сейчас ведь весна, паводок, все норы залило, вот они и спасаются, как могут.

Во всей экспозиции есть лишь один стенд, мимо которого Кожанова проходит, ничего не говоря. Если посетители попросят рассказать − возвращается и рассказывает. Просят всегда. Это стенд о Холокосте.

− Светлана Айзиковна, а почему Вы решили вернуться в Россию? Вам в Израиле не понравилось?

− Очень понравилось. Хотя жизнь там тоже не мед. Чтобы выжить, мне приходилось браться за любую работу − даже полы мыть. Но там какая-то совсем другая атмосфера. Я хочу, чтобы эта атмосфера когда-нибудь воцарилась и здесь, на моей родине. Поэтому вернулась.

А теперь − мое «снова здравствуйте» Игорю Геннадьевичу Яковлеву, большому специалисту по русской крови.

Музей Израиля в Нелидово (фото: smitrich.livejournal.com)
Музей Израиля в Нелидово (фото: smitrich.livejournal.com)

Предположим, что Нелидово − это такая аномальная зона. Обратимся к исследованиям социологов. Обратились − прослезились. Тема антисемитизма в современной социологии напоминает музыку Малера. Какофония цифр и понятий. Такое ощущение, что исследователи занимаются темой антисемитизма не в одной и той же России, а, скажем, в США и Иране. Одни уважаемые социологические службы пугают бедных евреев тем, что две трети россиян относятся к ним враждебно. Другие уважаемые социологические службы, наоборот, успокаивают: 83 процента жителей страны не испытывают к евреям недоверия и неприязни и всего лишь 3 процента не хотели бы видеть еврея своим соседом.

Вывод напрашивается один: еврейская тема является сегодня объектом спекуляций. Чьих? Нетрудно догадаться. Пугает евреев, в основном, узкий круг общественных организаций «правозащитного» профиля. А успокаивает − широкий круг учреждений самой разной направленности. От государственных до еврейских. Взять хотя бы того же Берл Лазара, который для любого уважающего себя антисемита − тот еще человек-паук. Вот цитата из его интервью «Российской газете»: «Я думаю, что Россия настроена к своим евреям доброжелательно и позитивно... Последние 16 лет я здесь чувствую себя все лучше и лучше... Есть сегодня, к сожалению, организации, придерживающиеся очень критического взгляда на происходящее в России, это делает их красивыми в глазах Запада. Если мы начнем говорить, как тут все неправильно, мы тоже сразу заработаем очки, но у нас нет такой цели. Хотя, если, не дай Бог, начнется антисемитская волна от Кремля или от другого какого места, мы будем реагировать. Но просто так нагнетать отношения − зачем? У евреев в России сегодня те же права, что и у всех россиян».

Лично я, Дмитрий Соколов-Митрич, на семь восьмых русский и на одну татарин, спокойно отношусь к евреям. В отличие некоторых других народов, они не внушают мне опасений ни в настоящем, ни в будущем. И не надо, пожалуйста, трогать мою кровь: я вас уверяю – с ней все в порядке. В моей душе − как в Англии: «Господин Черчилль, почему в вашей стране нет антисемитизма?» − «Потому что англичане никогда не считали себя глупее евреев».

Я бы никогда не взялся за эту дурацкую тему. Тем более − накануне 9 мая. Но антисемитофобы достали! С праздником вас, Игорь Геннадьевич. Будьте здоровы.

..............