Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

0 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

7 комментариев
17 апреля 2008, 10:36 • Авторские колонки

Михаил Бударагин: Вместо предисловия

Михаил Бударагин: Вместо предисловия

Прошедший съезд «Единой России» посеял в стройных рядах сторонников курса радостную эйфорию. Владимир Путин возглавил крупнейшую партию страны, он же в мае станет главой правительства.

Есть чему порадоваться.

Впрочем, даже сам съезд не обошелся без одной странности, которую все предпочли не заметить. Первый день, день обсуждения идеологии партии, остался в тени дня второго, когда Владимир Путин официально согласился возглавить «Единую Россию». Это, конечно, казалось бы, мелочь – ну, не заметили журналисты обсуждения идеологии, что ж теперь, в омут с головой?

Однако речь ведь шла о том, что партийные клубы должны стать «точной сборки» партии и общества, а «Стратегия-2020» должна быть выработана совместными усилиями. Этого не произошло: вполне вероятно, что всё еще впереди, и времени для широкой общественной дискуссии о развитии страны достаточно, но чего уж точно не стоит делать – так это начинать готовиться к сезону летних отпусков, отложив «всё это дело» до сентября. Потому что после «до сентября» обязательно будет «до после новогодних праздников», а там и 2020-й не за горами.

Популярность Владимира Путина крайне высока, но теперь ему стилистически будет гораздо сложнее напрямую апеллировать к гражданам страны

Популярность Владимира Путина крайне высока, но теперь ему стилистически будет гораздо сложнее напрямую апеллировать к гражданам страны. Одно дело, когда он же был председателем правительства в 1999 году при уже отходящем от дел Ельцине, другое дело – когда новый президент достаточно силен и амбициозен для того, чтобы попытаться наладить коммуникацию с простыми людьми по уже установленной, путинской, модели. Она, как показала практика, очень эффективна. И всё бы ничего, но ведь Путин уходит в правительство, оставаясь первым человеком страны, национальным лидером, и вряд ли собирается просто так расстаться с этим статусом.

«Единая Россия» должна будет стать одним из центральных каналов коммуникации Путина со страной. Парламент вообще приспособлен для этого гораздо лучше, чем правительство. Готова ли «партия власти» к такому повороту сюжета – серьезный вопрос.

Вопросов вообще накопилось достаточно.

Что делать с растущими ценами на продовольствие? Как наладить эффективный механизм борьбы с коррупцией? Кто именно и как именно будет реализовывать планируемые инфраструктурные проекты, от которых зависит и развитие малого бизнеса, и рост экономики, и стабильность государственной системы в целом? Что именно будет происходить с пенсионной системой, имеющей прямое отношение к каждому человеку? Будет ли воплощена в жизнь идея о перераспределении доходов между регионами и центром? Вопросов очень много, края и конца им не видно, особенной радости я бы не испытывал: та же борьба с коррупцией ведется в России не первое десятилетие, результаты же пока впечатляют не слишком.

Еще до декабрьских выборов в Госдуму, когда многие полагали отечественную политику исчерпанной, многочисленные и страстные воззвания к «третьему сроку» и изменению Конституции маскировали только одно: и части элиты, и подавляющему числу простых граждан очень хотелось законсервировать «путинскую эпоху» в том ее виде, в каком она сложилась к 2007–2008 годам.

На самом деле подобная консервация автоматически означала бы смерть этой эпохи, превращение ее в едва прикрытую монархию. Россия осталась, к счастью, президентской республикой, у которой теперь появится идеологически и стратегически сильный парламент. Демократия ценна всегда именно тем, что способна к развитию.

Беда только в том, что «партия третьего срока» просто растворила свои голоса в радостном ликовании. Очень скоро эти голоса вновь зазвучат. Нам скажут, что необходимо «переписать Конституцию под парламент» или же, наоборот, административно низвести Кабмин до уровня секретарской комнаты с расплывчатыми полномочиями. Что угодно, лишь бы прекратить это мучение с Путиным и Медведевым вместе, когда решительно не ясно, к кому первому нужно бегать кланяться.

Кланяться, удивительное дело, не стоит вообще никому.

Популярность Владимира Путина крайне высока, но теперь ему стилистически будет гораздо сложнее напрямую апеллировать к гражданам страны (фото: Андрей Коротков/ВЗГЛЯД)
Популярность Владимира Путина крайне высока, но теперь ему стилистически будет гораздо сложнее напрямую апеллировать к гражданам страны (фото: Андрей Коротков/ВЗГЛЯД)

Вполне вероятно, нам еще придется столкнуться с самыми удивительными примерами того, как в пароксизме «государственной заботы» чиновники всех мастей и рангов будут вольно или невольно подставлять и Путина, и Медведева: лишь бы только «всё оставалось так, как есть».

Всё уже – не так, как вчера.

Вопреки радостному предвкушению «лафы» и «халявы», охватившему некоторую часть сторонников действующего президента и сторонников президента избранного, ни «лафы», ни «халявы» в ближайшем и далеком будущем не предвидится. Извините, «третий срок» и впрямь отменили. Вместо эпиграфа написано всего лишь предисловие.

..............