Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

0 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

6 комментариев
6 февраля 2008, 20:30 • Авторские колонки

Виталий Иванов: Напрасное ожидание

Виталий Иванов: Напрасное ожидание

Еще в декабре, сразу после номинации Медведева преемником, «пикейные жилеты» принялись обсуждать перспективы «оттепели». Сейчас это слово уже начали вставлять в речь некоторые журналисты и эксперты. Зря они это делают.

Одни считают, что «оттепель» есть универсальный синоним «либерализации», и не особенно задумываются (вообще даже не задумываются) над его историческим значением. Другие, сознательно сравнивая путинскую эпоху со сталинской, соответственно, по аналогии с хрущевской оттепелью предрекают теперь медведевскую.

Тут нужно сразу сказать, что даже упоминания об «оттепели» применительно к следующему президентству неуместны и недопустимы. Безотносительно оценок деятельности как Сталина, так и Путина. Современный российский режим до такой степени не похож на сталинский, что любые сравнения, ассоциации, параллели представляются совершенной непристойностью, извинительной только «либеральным юродивым» вроде Новодворской (она, кстати, никакой «либерализации» не ждет).

Еще один признак «либерализации» усматривается в крайнем минимализме президентской кампании

А разговоры про медведевскую «оттепель» предполагают именно параллели. Со всеми вытекающими выводами. В общем, тот, кто осмеливается рассуждать о начавшейся или грядущей «оттепели», может и должен быть аттестован как идиот. Независимо от того, действительно ли он считает Путина «новым Сталиным» или ему просто понравилось словечко, некогда вброшенное Ильей Эренбургом (его повесть «Оттепель» вышла в 1954 году).

Конечно, главное не в словах. Главное – в ожидании той самой «либерализации». Забавно, правда, что этим словом маркируют всё подряд, с наивным упорством повторяя мантру: «Медведев – либерал».

Для кого-то «либерализация» – это отказ или, по крайней мере, сокращение дирижизма, корпоративизма и социал-популизма в экономической политике, «реабилитация» и реституция экономического либерализма в его гайдаровско-чубайсовском, илларионовском и прочих изводах. Для других – постепенное восстановление пресловутой «политической конкуренции», а значит, лишение «Единой России» ее особого статуса, облегчение порядка регистрации и деятельности оппозиционных партий, в том числе оранжевого толка, введение прямых выборов глав регионов, ослабление контроля над национальными телеканалами и прочее. Для третьего – новая «дружба» России с Западом, во время которой мы опять будем «слушаться» и «учиться». Есть те, для кого вся желаемая «либерализация» на самом деле исчерпывается отставками нескольких руководителей администрации президента и силовых структур.

Встречаются удивительные деятели, утверждающие, что у них имеются «эстетические разногласия» с властью. Они надеются, что при Медведеве «нравы смягчатся», «станет чище воздух» и не будет больше «ткачихи» и иных явлений, якобы оскорбляющих их разум. Вопрос даже не в том, что оскорблять там давно уже нечего, а в том, что значительная часть этих «эстетов» состояли в интеллектуальной обслуге Кремля, а потом были уволены, выдавлены. Либо так и состоят в ней, но в последние годы востребуются всё меньше и порой оплачиваются всё хуже. Им «либерализация» дает надежду на «второе издание», «второе дыхание». Едва высушив штаны после осени, они теперь требуют сатисфакции.

Медведев не сказал ничего, чего бы раньше не говорил Путин
Медведев не сказал ничего, чего бы раньше не говорил Путин

Я не собираюсь доказывать, что Медведев не либерал. Поскольку это в доказательствах не нуждается. Путин не либерал, и он не мог объявить либерала своим фактическим соправителем («младшим царем») и официальным преемником.

Во время своих многочисленных поездок по стране в последние месяцы, в выступлениях перед представителями различных сообществ Медведев не сказал ничего, чего бы раньше не говорил Путин. Зато постоянно говорится о преемственности. Само по себе это ничего не значит, разумеется. Однако забавно наблюдать, как из насквозь путинской риторики Медведева пытаются выуживать намеки на его несогласие с президентом «здесь и сейчас».

Поскольку ничего не выходит, то приходится искать признаки приближения «либерализации» во всём подряд. Вот и ковыряются в выступлениях Чубайса и Кудрина на форуме, недавно проведенном «Тройкой Диалог», в поисках крамолы. Бурно обсуждают реорганизацию движения «Наши», объявляя ее «закрытием» и «разгоном». Комментируют увольнение отдельных сотрудников (!) Фонда эффективной политики как политически (!) значимое (!) событие.

Разве можно удивляться тому, что Чубайс немного поворчал по поводу нашей внешней политики? Анатолий Борисович – «лицензированный» либерал, главный совладелец и один из лидеров СПС, к тому же у него скоро «дембель». РАО «ЕЭС России» доживает последние месяцы. В общем, ему можно. Показательно не то, что он ворчит, а то, что он мало ворчит, стесняется, сдерживается. (Кудрин же ничем себя не опорочил, его цитаты вырывают из контекста.)

Вот и ковыряются в выступлениях Чубайса и Кудрина на форуме, недавно проведенном «Тройкой Диалог», в поисках крамолы
Вот и ковыряются в выступлениях Чубайса и Кудрина на форуме, недавно проведенном «Тройкой Диалог», в поисках крамолы

Реорганизация «Наших» была запланирована много месяцев назад, причем информация об этом публиковалась в СМИ. После выборов такой проект по определению не может сохраняться в прежнем виде. Тем более что угроза «оранжада» и тому подобных безобразий «наномизирована», в том числе благодаря «Нашим».

Чистка в ФЭП – это локальный сюжет, имеющий сугубо корпоративную подоплеку.

Еще один признак «либерализации» усматривается в крайнем минимализме президентской кампании. Нет «ткачихи», нет пафоса, нет врагов. Кое-кто уже поспешил объявить о смене если не идеологических, то стилистических приоритетов. Я бы посоветовал им не перевозбуждаться, а то может выйти неприятный казус.

Врагов нет, потому что их действительно нет: либо раздавили, либо кастрировали, либо не дали им вырасти и набраться сил. Последним этапом здесь были как раз думские выборы, которые, как все прекрасно помнят, стали «референдумом» о доверии Владимиру Владимировичу и об отношении к периоду 1990-х годов. Теперь можно немного расслабиться. Благо нация давно готова утвердить и утвердит выбор Путин, это всем ясно, и спорить можно лишь о том, наберет ли Медведев 80% или только 72–74%? Более того, сам Владимир Владимирович остается фактическим главой государства. Его легитимность подтверждена. Так что пафос неуместен. Никакое «новое время» не наступает. Продолжается эпоха Путина.

А по поводу «ткачихи» придется огорчить. В рамках субкампании «Россия – вперед!», развернутой в рамках кампании Медведева, будет очень много «народных» мероприятий по типу осенних «путингов». Так что «эстеты» рано радуются.

Я понимаю, что человек не может без надежды. Что есть те, кто искренне жаждет «либерализации». Но им лучше уповать на каких-нибудь марсиан, чем на нового президента…

..............