Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

0 комментариев
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Социализм заложен в человеческой природе, сопротивляться ему бесполезно

Максимальное раскрытие талантов и не невротизированное население – вот плюсы социализма. А что делать с афонями, как мотивировать этот тип людей, не прибегая к страху – отдельная и действительно большая проблема из области нейрофизиологии.

69 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

44 комментария
9 сентября 2007, 12:31 • Авторские колонки

Михаил Бударагин: Вернуть будущее

Михаил Бударагин: Вернуть будущее

Споры об истории не утихают ни на минуту. Ломаются копья, рвутся снаряды. Сторонники различных трактовок пытают друг друга собственными откровениями. Откровения, правда, не первой свежести. Других нет.

Мы уже все по тысяче раз слышали и о советской колбасе, и о послесоветских джинсах, и о том, кто, когда и сколько раз ходил в театр или стоял в очереди за дефицитной «стенкой». Между посещениями театра, разумеется. С мыслями о Гамлете.

Лагеря сторонников и противников всего советского (намеренно опустим приходящее на ум словечко «совок» – оставим обзывательства для виртуальных песочниц) можно легко идентифицировать по основным сюжетным ходам. Настолько легко, что даже неловко: взрослые, казалось бы, люди, могли придумать что-нибудь и пооригинальнее.

Если история нас чему-то учит, то только тому, что завтра никогда не похоже на вчера

Адепты 60–80-х (люди, заставшие хотя бы 50-е, не говоря уж о более ранних временах, в дискуссиях обычно не участвуют) настаивают на дешевизне всего и бесплатности многого. К бесплатности при некотором желании можно подверстать даже изобилие, хотя изобилие сегодня воспринимается совсем иначе, нежели в те же 50-е, когда слишком много еще было тех, кто помнил, как и чем они питались во время Великой Отечественной. Сегодня же «образцово советскими» полагаются, без сомнения, 70–80-е, когда и с продуктами было не так катастрофично, и многие участники споров были молоды и полны сил. 90-м сторонниками советского предъявляются очевидные (и иногда вполне оправданные) претензии: здесь и чудовищное расслоение общества, и политическая нестабильность, и сама «повестка дня», исключавшая проявление элементарной заботы государства о человеке.

У 90-х хватает, впрочем, и своих поклонников, справедливо упрекающих советский образ жизни в излишней расслабленности, а сам Советский Союз – в удушающей атмосфере всеобщего воодушевления по поводу очередного съезда партии… Дальше можно и не перечислять, все и без того понятно. Постперестроечные годы действительно стали для многих временем роста, в том числе и внутреннего, а это дорогого стоит и просто так не забывается.

Эти баталии были бы вполне невинным развлечением немногочисленной группы граждан, если бы не одна деталь: во всех ученых (и не слишком ученых) беседах нет ни слова о будущем. Ни единого. Нет этих слов и у большей части населения, которая по причине занятости в споры не вступает, но тоскует или о 90-х, или о 70-х сообразно своему представлению о «золотом веке» или же попросту надеется на то, что «все всегда будет, как сегодня».

Фигушки. Не будет ни как «сегодня», ни как в 93-м, ни как в 77-м. Если история нас чему-то учит, то только тому, что завтра никогда не похоже на вчера. А на позавчера – тем более. Беда всех вышеописанных баталий в том и состоит, что тоска по «временам оным» не имеет к будущему никакого отношения. А социального предвидения не сыщешь днем с огнем. Хорошо ли было жить при Брежневе – вопрос столь же пустой, как и сравнение России 2000-х с Россией Александра I. Возможно, что тогда было действительно лучше, чем сейчас, но что с того? Попытайся мы совершенно серьезно вернуть даже не «дней Александровых прекрасное начало», а куда более близкие 80-е, ничего, кроме карикатуры, не вышло бы все равно. Почерк у эпохи индивидуален, и, сколько ни крои будущее по старым меркам, получится абстрактный Геннадий Зюганов с его разговорами о том, как советский народ приближал коммунизм.

Будущее же – и в этом вся его привлекательность и вся чудовищность – всегда другое. Оно никогда ни на что не похоже, и именно такого будущего сегодня, к сожалению, нет.

Коммунизма не вышло: это поняли сначала ленинские соратники, попавшие в жернова сталинских чисток, а затем и все остальные
Коммунизма не вышло: это поняли сначала ленинские соратники, попавшие в жернова сталинских чисток, а затем и все остальные

В России достаточно людей, которых завтра интересует не меньше, чем день сегодняшний. Социальным, экономическим и политическим прогнозированием заняты такие разные исследователи, как Сергей Переслегин, Александр Неклесса, Вячеслав Глазычев, Вадим Цымбурский; о будущем романы Дмитрия Быкова «ЖД» и Ольги Славниковой «2017». Но все они – каковы бы ни были тиражи книг – маргиналы, публичное пространство затянуто глухой пеленой безразличия ко всему, кроме цены на колбасу в 1983-м. Эта колбаса – вполне метафизический символ нашего общего поражения перед лицом истории, которая продуктами переработки мяса не измеряется.

Россия устала от утопий. Эта грустная истина – лучший ответ на все попытки обустроить будущее. Коммунизма не вышло: это поняли сначала ленинские соратники, попавшие в жернова сталинских чисток, а затем и все остальные. Олимпиада-80 на коммунизм не тянула, а придумать что-нибудь оригинальнее спортивных состязаний в беге и прыжках с шестом советская власть не умела. Но и свободный рынок оказался совсем не таким, каким виделся из 85-го. Вчерашние комсорги переквалифицировались в кооператоров, директора заводов стали председателями правлений, но люди в большинстве своем так и остались наемными тружениками. И что с того, что они стали работать на других хозяев? Мечталось-то не об этом, а о банковском счете и собственном доме. Чтобы «как на Западе». Не вышло.

Но нация, словно бы подчиняясь какой-то самоубийственной логике, не может быть нацией без мечты, без утопии, без будущего. Она очень скоро превращается в толпу, просто волей случая находящуюся на одной территории; век же толпы всегда недолог. По странной логике истории нация выживает только благодаря жесточайшему столкновению с утопией. Это страшный круг – от одной разбитой мечты до другой, но разорвать его – значит обречь нацию (и нас это касается, несомненно, в первую очередь) на медленное растворение в окружающем пространстве. Благо этого пространства достаточно. Нация же есть деяние, живое человеческое делание, невозможное без идеала и взгляда в будущее. Чем бы это «завтра» ни обернулось, историю делает только дерзновение, которое совсем не обязательно должно принимать формы коллективного помешательства. История знает примеры совсем иного дерзания, спокойного, исполненного собственной силы и не заканчивающегося гекатомбами жертв. Европейское Возрождение – самый яркий тому пример.

Возвращать необходимо не только историю и помнить не только о ней. Возрождение, отталкиваясь от античных образцов, не замкнулось на них: рисовал же да Винчи неслыханные летательные аппараты. Чтобы Икар больше не обжигал крыльев. Прошло несколько сотен лет, и человек взлетел, разорвав дурную бесконечность греческого мифа.

Как бы ни было страшно, мы должны вернуть себе не прошлое, а будущее. Выбрать растворение в пространстве или из последних сил рывок – насущно необходимо. Третьего, как водится, не дано.

А вы говорите, при ком жилось хорошо…

..............