Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

14 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

18 комментариев
3 апреля 2007, 08:21 • Авторские колонки

Виталий Иванов: Вредительство, как и было сказано

Виталий Иванов: Вредительство, как и было сказано

Виталий Иванов: Вредительство, как и было сказано

Когда летом прошлого года был презентован проект создания новой партии, позже получившей название «Справедливая Россия», многие эксперты, в том числе и автор этих строк, предупреждали, что она непременно создаст много проблем. Увы, мы не ошиблись.

1

Напомню, что исходно «Справедливая Россия» заявилась как левая партия («актуальные левые»), которая будет работать только с «протестным» электоратом, т.е. с избирателями, не голосующими за «Единую Россию» и не собирающимися за нее голосовать. Никто не спорил относительно целесообразности запуска такого проекта. Вопросы возникали по поводу того, кто и как якобы взялся его делать.

Понятно, что партия, возглавляемая спикером Совета Федерации, известным своей личной преданностью президенту, не способна убедительно позиционировать себя в качестве левооппозиционной, но зато может и обязательно будет одновременно заявляться в качестве «второй партии власти», «новой партии Путина». Российская партия жизни, созданная Мироновым в 2002 г., тоже пыталась сидеть на двух стульях. Как и «Родина» в 2004–2005 гг. При этом первая была более убедительна в своих претензиях на статус «второй партии власти», а вторая – в качестве оппозиционной силы. Такое двойное позиционирование предопределялось также большими политическими амбициями Миронова. Ориентируясь исключительно на левый электорат, он может рассчитывать лишь перешагнуть семипроцентный барьер (и то без гарантии).

Эсеры» вбивают клин между «Единой Россией» и сторонниками Путина и одновременно раскручивают левые протестные и просто протестные настроения, в итоге увеличивая объем протестного электората

Чтобы получить 10% и больше, его партии по определению следует оттягивать голоса у единороссов.

Из этого следует, что, во-первых, «эсеры» просто обязаны нападать на единороссов, причем не только как левые, но и как «настоящие путинцы». Кто «ненастоящие», ясно без специальных пояснений. Во-вторых, активная презентация новой (обновленной) партии Миронова чревата расщеплением административного ресурса, усилением деструктивной политической конкуренции на региональном уровне. Главы, мэры, политически активный бизнес и пр. не смогут игнорировать «вторую партию власти», пусть она и самозваная, будут где-то скрыто, а где-то открыто диверсифицировать свои политические вложения. К тому же местные оппозиционеры кое-где пойдут под руку Миронова, станут выступать в качестве путинцев (да еще «настоящих»!), получат иммунитет от снятия на выборах и начнут практически безнаказанно драконить единороссов. В свое время и РПЖ, и «Родина», и Российская партия пенсионеров в преддверии региональных избирательных кампаний активно предоставляли свои франшизы оппонентам действующих глав, которые, в свою очередь, как правило, интегрированы в «Единую Россию». Однако это было не так опасно для последней, поскольку ни одна из этих трех партий не получала публичного непосредственного благословления Путина на свою деятельность, а «Справедливая Россия» получила (как левая партия, но не как «вторая партия власти», однако кто разбирается в таких «тонкостях»?). К тому же одно дело выборы 2003–2005 гг., а другое – кампании, фактически предваряющие федеральный избирательный цикл.

В общем, «Справедливая Россия», хотя она плоть от плоти путинского режима, не могла не восприниматься как угроза основе этого режима – элитному консенсусу.

2

Прогноз полностью подтвердился.

Началось масштабное систематическое вредительство.

«Эсеры» очень быстро забыли, что они «актуальные левые» и вроде бы должны бороться с коммунистами, т.е. с «рептильными левыми». Своей главной мишенью они избрали единороссов. С одной стороны, тех упорно втягивают в крайне сомнительный конкурс социал-популистских обещаний. С другой – вброшена и уже практически вписана в повестку тема соперничества двух партий Путина, двух партий власти, которая, естественно, предполагает лишение «Единой России» эксклюзивных прав на путинский рейтинг. То, что с 2001 г. считалось бесспорным достоянием, теперь начинает восприниматься чуть ли не как «приз», который-де нужно еще завоевать. Хотя сам президент на недавней большой пресс-конференции для российских и иностранных журналистов напомнил, что «принял самое прямое участие в создании «Единой России», а значит, она должна считаться во всех смыслах его партией.

«Эсеры» вбивают клин между «Единой Россией» и сторонниками Путина и одновременно раскручивают левые протестные и просто протестные настроения, в итоге увеличивая объем протестного электората за счет «путинского большинства». Звучит парадоксально, но это именно так. К тому же, отвращая избирателей от «ненастоящих путинцев», пропагандируя «новый социализм», сама «Справедливая Россия» потом выбирает новых «протестников» отнюдь не полностью. КПРФ и СПС, использующий теперь левую риторику, укрепляют свои позиции (что убедительно продемонстрировано на мартовской серии региональных выборов) в том числе за счет активности «эсеров».

Это уж не говоря о том, что во многих регионах «Справедливая Россия» оттягивает на себя часть административного ресурса и/или одновременно дает «крышу» оппонентам действующих глав, которые затем устраивают «войнушки» с единороссами. У всех на слуху Тува и Ставропольский край, а также Самарская область, но на самом деле в этот список входит еще как минимум полтора десятка территорий. И это только цветочки, но ягодок мы дождемся очень скоро.

3

В любом случае, Миронову на самом деле было нужно отпиариться самому как крупному политику, модерирующему судьбоносные проекты (фото: Дмитрий Копылов/ВЗГЛЯД)
В любом случае, Миронову на самом деле было нужно отпиариться самому как крупному политику, модерирующему судьбоносные проекты (фото: Дмитрий Копылов/ВЗГЛЯД)

Последний демарш Миронова, последовавший сразу после его переизбрания спикером Совфеда, – заявление о необходимости внести поправки в Конституцию и дать Путину право выдвигаться на третий президентский срок, заодно удлинив срок до пяти или даже семи лет.

Вот что он конкретно сказал: «Сегодня я хотел бы поставить вопрос… об изменении одной из статей Конституции Российской Федерации. …Я предлагаю… увеличить срок полномочий президента до пяти, а, может быть, даже до семи лет… И я предлагаю подумать, не настала ли необходимость… установить, что одно и то же лицо не может занимать должность президента… более трех сроков подряд. Я обращаюсь… с предложением организовать и провести у себя в регионах в течение ближайших двух месяцев (в апреле и мае) собрания депутатов законодательных органов власти субъектов Федерации... Специально подчеркиваю: не официальные заседания в соответствии с уставом и регламентами законодательных органов власти, а общие собрания депутатов законодательных органов власти. И рассмотреть эти два моих предложения... Думаю, что такая работа найдет понимание и поддержку у россиян, а окончательное решение, безусловно, будет за президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным. Может быть, он и прислушается к мнению депутатского корпуса России».

Как у элиты, так и у рядовых граждан тема третьего срока довольно популярна. И в экспертной среде уже примерно год обсуждается гипотеза о ее высокой электоральности. Дескать, та партия, которая ее подхватит и поднимет на щит, получит бонус примерно в 5–7% голосов. Представляется, что важно не то, реален такой бонус или нет, а то, что играть с этой темой в действительности допустимо только в ограниченных пределах.

Путин неоднократно ясно заявлял, что на третий срок не пойдет, потому что это ему запрещает Конституция. Можно обсуждать, насколько правильно его решение. Но в любом случае оно принято и изменено не будет.

Поэтому партии и отдельные политики вправе публично сожалеть по поводу скорого ухода Владимира Владимировича с президентского поста и рассуждать на тему целесообразности третьего срока. Партийные лидеры, депутаты, чиновники, общественные деятели даже сейчас, когда до выборов главы государства осталось меньше года, могут выдвигать или поддерживать соответствующие инициативы. Но! Из этого списка по определению должны исключаться высшие федеральные руководители и первые лица «Единой России». Ведь их позиция автоматически интерпретируется как позиция самого президента, и он тогда становится уязвим для обвинений в желании нарушить собственное слово. И получается, что важнее не обеспечение преемственности власти и фактическое сохранение Путина в качестве первого лица, а удержание его на нынешнем посту.

Когда Миронов, прекрасно понимающий, что Грызлов (Володин, Шойгу и пр.) не могут ни выступить с предложением изменить Конституцию, ни присоединиться к чужой инициативе, не просто призвал разрешить третий срок, а предложил конкретный «алгоритм», он тем самым нанес ущерб не только партии власти. Он нанес ущерб власти в целом и лично президенту. Все недоброжелатели и критики получили прекрасный повод для истерики: мы же всегда говорили, что Путин никуда не уйдет, что он хочет стать Туркменбаши, и вот его вернейший соратник, третье лицо в государстве запускает процесс… Мобилизуют региональных законодателей, которые согласно Конституции должны одобрять вносимые в нее поправки.

Миронов был обязан предварительно обсудить с президентом свое заявление. Вероятно, он убеждал в целесообразности лишний раз сигнализировать элите и обществу в целом, что не следует считать Путина «хромой уткой», что он-де может вообще никуда не уйти. Конечно, мол, официальная позиция не будет пересмотрена, все понятно, но людей надо же в тонусе держать.

Возможно и что никакого согласования не было… А затем спикер оправдывался тем, что хотел «как лучше», упирая на все ту же «целесообразность».

Никто ж не погонит его с должности сразу после переизбрания. Да и «эсеров» теперь просто так не прикроешь.

В любом случае, Миронову на самом деле было нужно отпиариться самому как крупному политику, модерирующему судьбоносные проекты, и отпиарить «Справедливую Россию» в качестве «партии третьего срока», еще раз показать всем, что «эсеры» – «настоящие путинцы», а единороссов вынудить предстать чуть ли не противниками популярнейшего президента. Эти задачи в общем он решил. Но поздравлять его с успехом не хочется. Вредителей не надо поздравлять.

4

Уже засуетился, забегал Белковский, жулик, выдающий себя за политолога и политконсультанта, постоянно сам выдвигающий идеи «космического масштаба и космической же глупости»
Уже засуетился, забегал Белковский, жулик, выдающий себя за политолога и политконсультанта, постоянно сам выдвигающий идеи «космического масштаба и космической же глупости»

Показательно, каких именно деятелей «зарядило бодростью» заявление Миронова и как именно они его сейчас творчески развивают. С демшизоидными разоблачителями «кровавой гэбни» все понятно, тут интересны другие.

Вот, например, уже засуетился, забегал Белковский, жулик, выдающий себя за политолога и политконсультанта, постоянно сам выдвигающий идеи «космического масштаба и космической же глупости». Прежде ему удавалось пристраиваться то к Березовскому, то к Ходорковскому, то к Тимошенко. В последнее время с ним соглашаются иметь дело только лидеры «Другой России», ДПНИ и т.п., но он не теряет надежды выбраться из маргиналии и пытается получить какой-нибудь контракт у «эсеров». Ради этого он и его приживалы постоянно выискивают в словах Миронова скрытые смыслы.

Станислав Александрович считает, что лидер «эсеров» вовсе не озабочен продлением пребывания Путина в Кремле, но хочет застолбить за собой «перспективную» и «стратегически выигрышную» нишу «идеолога конституционной реформы». Последняя якобы крайне необходима и будет проведена сразу после ухода Путина – не позднее 2008–2009 гг. Непременно ограничат полномочия президента в пользу парламента и правительства, восстановят прямые выборы глав регионов, введут прямые выборы сенаторов и т.п. Помощник Белковского Ремизов пошел дальше. Похвалив Миронова за «сильный и точный шаг», за презентацию возможной «формулы победы «Справедливой России», он размечтался о том, как Путин лично легитимирует дискуссию о конституционной реформе, согласится передать часть президентских полномочий правительству парламентского большинства и получит за это право сохранить за собой пост. «Третий срок Путина в обмен на лево-патриотическое правительство», – по мнению Ремизова, именно это «эсеры» должны «продавать» избирателям. Только этого не хватало.

Им мало того, что Путин оставляет пост и в ближайшие годы нас ждет «двоецарствие». Им хочется «украинизировать» Россию, причем формально, конституционно да еще руками главного строителя вертикали власти. И фигуры вроде Сергея Михайловича возбуждают их фантазии…

..............