Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

0 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

5 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
24 декабря 2007, 19:14 • Авторские колонки

Виталий Иванов: Итоги года: внутренняя политика

Виталий Иванов: Итоги года: внутренняя политика

До конца календарного года осталось еще несколько дней, но политический год уже завершился в понедельник первым пленарным заседанием Госдумы. Можно подводить годовые итоги.

1

Главное политическое событие 2007 года – решение Владимира Путина остаться во власти после ухода с президентского поста. Оно оглашалось в несколько этапов, самым важным из них стало выступление Владимира Владимировича на съезде «Единой России» 1 октября. Напомню, что еще полгода назад одни утверждали, что непременно удалится на покой, а другие были убеждены в неизбежности третьего срока. Но в итоге он нашел способ сохранить себя в качестве гаранта стабильности и порядка и соблюсти конституцию.

Выборы-2007 в том числе были «референдумом» об отношении к 1990-м и всему, что с ними связано

Вторым по важности событием стало выдвижение в президенты (соправители) Дмитрия Медведева, т.е. презентация «двоецарствия» Путина и Медведева, 10 декабря. На следующий день после своей номинации Дмитрий Анатольевич предложил Владимиру Владимировичу возглавить правительство, и спустя несколько дней последовал положительный ответ. Выбор преемника окончательно убедил в том, что Владимир Владимирович останется «главным». О каком-то условном равноправии «царей» и тем более об угрозе двоевластия («двоецарствие» не означает двоевластия) можно было бы спорить, только если бы преемник был, как и сам Путин, выходцем из силовых структур.

Третьим ключевым событием, безусловно, следует считать победу единороссов на думских выборах (64,3%), которая позволила вновь сформировать в нижней палате конструктивное и ответственное конституционное большинство.

В общем режим успешно проходит выборный цикл. Путинский консенсус нисколько не ослабел, все необходимые страховочные механизмы выстроены и исправно функционируют, и нет оснований ожидать каких-то негативных перемен в 2008 году.

2

Путин не стал воспроизводить схему собственного выдвижения преемником в 1999 году, т.е. не стал назначать Медведева председателем правительства. При сентябрьской смене кабинета премьером стал Зубков. Почему?

Во-первых, Путин сейчас, в отличие от Ельцина и его «семьи» в 1999 году, крепко держит власть, не нуждается в «дублерах», не собирался и не собирается в досрочную отставку (по конституции премьер исполняет президентские полномочия). Во-вторых, потому что, как уже сказано, он не уходит из власти в 2008 году, а остается, т.е. нет и не было нужды в максимальном усилении преемника. В-третьих, нужно было до последнего «тянуть интригу», чтобы, с одной стороны, насколько возможно, ограничить активность медведевских недоброжелателей, а с другой – приглушить разговоры про «хромую утку». Такие разговоры способны наносить вред, даже будучи совершенно бессодержательными.

Получается, что Зубков – не просто технический, а «временный» премьер. И правительство «временное». Зачем же Путин вообще затеял переназначение кабинета? Для того, чтобы, с одной стороны, подбодрить министров, а с другой – успокоить. Ясно же, что те, кого не убрали в сентябре, будут работать как минимум до мая (правительство, по конституции, слагает полномочия перед новым президентом). В противном случае они бы маялись, нервничали из-за неопределенности своего положения. Кроме того, вероятно, в августе-сентябре Путин еще планировал собственное премьерство либо рассматривал его как один из вариантов, а потому подыскивал фигуру, способную уравновешивать преемника. Зубков показался подходящим для этой роли. Другое дело, что в дальнейшем Путин мог в нем разочароваться.

Кроме Зубкова, в этом году были повышены Иванов (до первого вице-премьера), Кудрин (до вице-премьера), Нарышкин (до вице-премьера), Сердюков (до министра обороны), Голикова (до министра здравоохранения и социального развития), Набиуллина (до министра экономического развития и торговли) и т.д. Кроме того, в Москву вернулся Козак (министром регионального развития). Одновременно из правительства были удалены вызывавшие всеобщее раздражение Греф и Зурабов.

Скорее всего, при назначении нового кабинета Путин и Медведев не станут устраивать «кадровой революции» и оставят большую часть министров на своих постах.

3

В этом году был изгнан призрак двухпартийной системы, вызванный «Справедливой Россией», выдававшей себя за вторую партию власти. У нас окончательно утвердилась полуторапартийная система.

Есть доминирующая партия, она же единственная партия власти, – «Единая Россия». И есть партии-«миноритарии», которые в свою очередь делятся на парламентские и непарламентские, т.е. на представленные в Госдуме и не представленные. К числу парламентских относятся КПРФ, ЛДПР и та же «Справедливая Россия». Они продемонстрировали свою серьезность не только прохождением в федеральный парламент, но и успехами на региональных выборах. Что же до непарламентских (всего их 11), то, определенно, мало кто из них имеет шансы дожить до следующих думских выборов. Впрочем, и парламентским «миноритариям», по-видимому, не избежать некоей «реорганизации». Если на то пошло, модернизации, очевидно, подвергнется и «Единая Россия».

Это предопределено увеличением инструментального значения партий. Путин возглавил список «Единой России». Первый этап выдвижения Медведева был оформлен как решение партии власти и еще трех партий, а на втором этапе преемник стал официальным кандидатом единороссов. Прежде президенты никогда лично не участвовали в парламентских кампаниях. Ни Ельцин, ни Путин не выдвигались от партий. Сейчас преодолевается «надпартийность» высшей власти, заданная «декоммунизацией» начала 1990-х годов. Весьма вероятно, что в будущем президент и/или премьер будут партийными.

Нужно также отметить новаторство «Единой России», использовавшей при формировании своего списка процедуру праймериз – предварительного обсуждения кандидатов в партийных организациях. Да, результаты праймериз, мягко говоря, не имели решающего значения. Но эта новация все же представляется несомненным прогрессом относительно абсолютно келейного порядка формирования списков, прежде практиковавшегося партией власти и практикуемого всеми остальными партиями.

Главное политическое событие 2007 г. – решение Владимира Путина остаться во власти после ухода с президентского поста
Главное политическое событие 2007 г. – решение Владимира Путина остаться во власти после ухода с президентского поста

Выборы в Госдуму впервые были проведены по пропорциональной системе. Отказ от смешанной системы также увеличил инструментальное значение партий – попасть в нижнюю палату теперь можно было только через партию. А точнее, через четыре партии, ведь всем было понятно, что барьер пройдут только «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и, возможно, «Справедливая Россия».

Повышение проходного барьера с 5 до 7%, вопреки прогнозам, не закрыло никому путь в парламент. Занявшая пятое место Аграрная партия России собрала только 2,3% и т.д. Уместно, конечно, рассуждать, что повышение барьера способствовало сокращению числа финалистов, мол, избиратели прикидывали, какая партия имеет шансы преодолеть повышенный барьер, а какая нет, и просто не голосовали за тех, кого считали потенциальными неудачниками. Значит, при сохранении 5%-ного барьера у какого-нибудь «Яблока» результаты, де, были бы лучше. Вовсе такого исключать нельзя, но вряд ли та же АПР сумела бы взять больше 3%.

Никаких негативных последствий не повлекли, опять же вопреки прогнозам, такие новации, как исключение возможности голосования против всех и отмена порога явки. Более того, удалось обеспечить явку заметно большую, чем на выборах-2003 (63,7 против 55,7%). Таким образом, новый состав палаты легитимнее, чем прошлый.

5

Завершающийся год развеял и скепсис по поводу «вертикали власти», установленной реформами 2000–2004 годов. Было много разговоров о том, что назначенные главы будут менее эффективны, чем «всенародно избранные», и в том числе не будут обеспечивать должный уровень политического менеджмента. Думская кампания стала первым испытанием «вертикали» в общегосударственном масштабе. И оно прошло более чем успешно. Достаточно сказать, что из 15 регионов, в которых «Единая Россия» получила самые лучшие результаты, 14 возглавляются «назначенцами» (из них пятеро «новые», т.е. до назначения главами не избиравшиеся).

В этом году продолжалась постепенная замена глав ельцинского призыва. Своих постов лишились ярославский Лисицын, тувинский Ооржак, бурятский Потапов, новгородский Прусак, самарский Титов. Заменили и троих избравшихся при Путине – амурского Короткова, сахалинского Малахова и смоленского Маслова. Показательно, что Коротков, Лисицын, Маслов и Титов в свое время были назначены «по доверию» (процедура предполагает, что «всенародно избранный» глава досрочно слагает полномочия, а президент решает, стоит ли внести кандидатуру отставника в региональный парламент для назначения или нет).

Поскольку зашла речь о «доверии», то следует сказать, что в течении года были назначены 13 «доверившихся» глав. В их числе Лужков, Громов, Ткачев, Ишаев, Савченко, Толоконский. Таким образом, у нас осталось всего 14 «всенародно избранных» глав. Можно не сомневаться, что в течение 2008 года все они будут либо отставлены, либо назначены. Это не говоря о том, что сменят и ряд глав, ранее назначенных «по доверию».

6

Выборы-2007 в том числе были «референдумом» об отношении к 1990-м и всему, что с ними связано. И партии, ассоциирующиеся с ельцинским десятилетием, получили «микробиологические» результаты. Национальный консенсус относительно «проклятого прошлого» сложился давно, но теперь он закреплен.

Не подтвердились известные опасения по поводу «несогласных» и национал-экстремистов. Они не смогли вырасти в полноценных субъектов политического процесса, не сумели «выстрелить». Серия Маршей несогласных закончилась лишь расколом «Другой России». И дело не только в том, что Запад не помог и «власть задавила». Лидеры несистемной оппозиции были и остались склочными клоунами и хулиганами. И одни просто не видят смысла всерьез «инвестировать» в них. А другим очень легко поддерживать политическую гигиену.

В общем, «эпоха Путина» продолжается и продолжится.

..............