Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседями (как случилось с Речью Посполитой), так и частичный раздел под жестким контролем (как поступили с Германией в 1945 году).

14 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

3 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

14 комментариев
8 ноября 2007, 09:19 • Авторские колонки

Михаил Бударагин: Об одной ушедшей эпохе. В продолжение дискуссии

Михаил Бударагин: Об одной ушедшей эпохе

Михаил Бударагин: Об одной ушедшей эпохе. В продолжение дискуссии

Пока Виталий Иванов и Александр Шмелев никого ненароком не приложили по голове, позволю себе небольшую реплику относительно развернувшейся на страницах газеты ВЗГЛЯД полемики.

Довольно симптоматично, что дискуссия о 90-х, как и борьба вокруг 7 ноября (см. колонку Павла Данилина ), развернулась за несколько недель до выборов депутатов Государственной думы. Исторические разыскания, пусть и частного характера, всегда очень полезны: они позволяют нащупать и выявить наиболее болевые точки современности. Очевидно, что и революция 17-го года, и совсем недавнее прошлое – темы открытые, здесь еще не подведены итоги и не расставлены все точки. Так пусть расцветут тысячи мнений, разве жалко?

Жалко. Мнение Виталия Иванова о сугубой победительности нынешней системы власти, как и точка зрения Александра Шмелева на 90-е прежде всего умозрительны. Реальность – всегда несколько жестче, нежели ностальгия, и всегда сложнее, чем раздавание пощечин.

До 2 декабря осталось три с лишним недели. Срок – ничтожный, борьба должна вестись насмерть, за каждый сантиметр фронта, с выгрызанием «пяди земли

Мы можем осуждать «пиарщиков» и предвыборных работников – этот класс сформировался исключительно благодаря 90-м – или же видеть в их работе проявление свободы самореализации. Отчасти так оно и было, но осудить, прямо скажем, есть за что. Но сегодня – и хватит даже поверхностного взгляда на протекающую за окнами предвыборную кампанию, чтобы это понять – происходит последний акт полного переоформление самого института выборов. Вместе со всеми сопутствующими деталями, как то: «пиарщики», «технологи» и другой рабочий люд, до сих пор честно вкалывающий на различные партии.

Выйдите за околицу, проедьтесь по регионам. Взору вашему предстанет картина если не безрадостная, то весьма удивительная. Победительность «Единой России» вполне очевидна, но предвыборные штабы, в которых работают воспитанники 90-х, какими бы они ни были (и воспитанники, и 90-е), словно бы замерли в мучительном ожидании какого-то последнего, всё определяющего решения откуда-то совсем «сверху». Но, позвольте, во-первых, все решения давно уже, простите за тавтологию, решены (и касается это всех партий без исключения), а во-вторых, до 2 декабря осталось три с лишним недели. Срок – ничтожный, борьба должна вестись насмерть, за каждый сантиметр фронта, с выгрызанием «пяди земли». Ведь так оно и было на всех федеральных выборах, и ельцинской, и путинской поры. Сегодня – тишина. «Единая Россия», вынужденная по ходу кампании перестраиваться, так до конца и не перестроилась, а ее оппоненты критикуют партию власти вскользь, боясь задеть Владимира Путина. Выступление против Путина сегодня чревато существенным снижением доверия избирателей: «играть на понижение» не хочет никто, а как «играть на повышение», никто не представляет.

Президент возглавил список партии «Единая Россия»
«Единая Россия» так до конца и не перестроилась, а ее оппоненты критикуют партию власти вскользь, боясь задеть Владимира Путина

Генезис этого кризиса прослеживается вполне отчетливо: 90-е, наплодившие армию людей, чьим основным источником дохода являются выборы, заложили мину замедленного действия. Сегодня, когда видоизменяется сам формат избирательных кампаний, перестают работать все те механизмы, которые были опробованы великое множество раз. Очевидно, уже очень скоро из предвыборного партийного словаря исчезнет понятие «контрпропаганда». На ее место придет (и уже приходит) тактика больших и малых умолчаний. Так за три недели до выборов не имеет смысла говорить о «Справедливой России». Во-первых, партию просто жалко, во-вторых, эсеры вот-вот достигнут критического минимума упоминаний, после чего вывалятся в полумаргинальную нишу «Яблока», «Гражданской силы» или «Патриотов России» (в этой нише, к слову, долгое время обитала мироновская РПЖ, так что спикеру СФ не привыкать).

Мы так долго говорили о «двух-» или «полуторапартийной» системе, что удивительным образом забыли о тех изменениях словаря, которые должны произойти вместе с переформатированием политики. Словарь пока опаздывает за реальностью (филологи не дадут соврать: так оно и в науке происходит), но рано или поздно этот гандикап удастся наверстать.

90-е заканчиваются, и финал их – не триумфален или горек, а малозаметен. Но вся мораль басни в том и состоит, что эпоха Ельцина в действительности выдохнулась только-только, а значит, эпоха Путина еще толком и не началась.

А вы говорите, 90 лет Октября…

..............