Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

10 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Зачем галициец обещал Америке русские меха

По сравнению с немцами, французами и старинными шведами нынешние киевские куклы на веревочках, конечно, мелочь. Зато теперь понятно, что всю стаю западные дрессировщики специально на русский мех науськивали. На нефть, газ и алмазы. Учили. Готовили.

17 комментариев
23 января 2007, 12:10 • Авторские колонки

Вадим Пономарев: Что же делать с этим рэпом?

Вадим Пономарев: Что же делать с этим рэпом?

Конец золотого века рэпа в России наступил внезапно. Шоу-бизнес решил головоломку. Эффективные методы известны давно – подкуп и шантаж. Иначе говоря, пряник и кнут.

Еще несколько лет назад отечественный шоу-бизнес ломал голову над тем, что делать с этим непонятным рэпом, R’n’B, хип-хопом и прочим urban. По стране усилиями и огромными возможностями ростовских пиратов со скоростью света распространялись кассеты с «Кастой». Появились попсовые «читчики» в лице Сереги, роковые – в лице Дельфина, треш – в лице «Кровостока». И куча гламурных людей в дешевой крупной бижутерии, поющих R’n’B.

Надо было как-то с этим разбираться. Потому что все это сильно непохоже на традиционную российскую попсу, а пример Америки с миллионными продажами никому не известных рэперов как-то ярко мозолит глаза. Шоу-бизнес принялся разбираться. Эффективные методы известны давно – подкуп и шантаж. Иначе говоря, пряник и кнут.

Пряник или кнут?

Усилиями Universal и Sony BMG отечественные музыкальные каналы заполонили пляшущие негры с незапоминающимися именами и нулевой популярностью у зрителей

Именно так всегда действует шоу-бизнес в случаях появления неких выскочек. Вспомним историю панк-рока. Первую настоящую звезду панка – Sex Pistols создал Малькольм Макларен, и он был весьма небедным парнем, владельцем лондонского магазина супермодной одежды и аксессуаров. Чем не аналогия с «Кастой»? Вначале мейджоры игнорировали панк, затем просто дали ему денег, и на этом панк погиб. Еще недавно грозившие кулаком разъезжавшим на лимузинах рок-звездам типа Гилмора и Коллинза панки, став звездами, сами немедленно купили особняки с подземными гаражами для своих лимузинов.

Да что говорить об Америке? У нас в России подобное произошло с уникальным жанром – русским роком. Первое же бабло от Айзеншписа и «ОРТ-Рекордз» практически уничтожило русский рок.

И вот волна новых жанров. Купить или игнорировать? Поначалу выгоднее игнорировать. Так происходило несколько лет. Рэперы методом тихой сапы и интернет-маркетинга (чего стоит один только rap.ru) популяризировали свой жанр и истекали тайно слюной при виде чартов продаж и кассовых сборов в далекой Америке. На словах, конечно, декларировались полная независимость от шоу-бизнеса и идейный протест против него же.

В этих стенах нет цензуры – здесь свобода слов.
Не может быть фальшивых текстов и голосов,
Построение рифмы не идет по четкой схеме,
Мы заложили бомбу в этой теме,
Фальшивые эмси уже на грани нервного срыва:
Эй вы, в скором времени ожидайте взрыва.

«Трехмерные рифмы» («Каста», 1999 г.)

Однако со временем им самим как-то стало очевидно, что дальше так нельзя. Убогий антураж концертов «Касты» сильно дисгармонировал с блестящим миром цацек и лимузинов, с миром вершин чартов MTV, в котором мысленно жили рэперы. Надо было менять ситуацию. С другой стороны, отечественные мейджоры стали уже не прочь предложить контракт. У них своя причина для сделки – продажи попсовых альбомов и сборников катастрофически падают, нужна свежая кровь. Так появились «Фабрика звезд» и контракты с рэп-артистами.

Первые контракты

Серега напомнил о себе клоунством в телешоу «Две звезды» на Первом, где выяснилось, что он поет ничуть не хуже Жириновского. Для рэп-артиста вполне на уровне (фото: Светлана Мальцева/NEWSmusic.ru)
Серега напомнил о себе клоунством в телешоу «Две звезды» на Первом, где выяснилось, что он поет ничуть не хуже Жириновского. Для рэп-артиста вполне на уровне (фото: Светлана Мальцева/NEWSmusic.ru)

Первой ласточкой стало появление Децла. Продюсер Александр Толмацкий раскрутил своего сына не в пику «Касте», а как полноценный коммерческий проект. История с Децлом предвосхитила все остальные истории отечественных хип-хоп-проектов и заодно показала шоу-бизнесу методы приручения. Неважно, что затем мальчик подрос и сбился с пути. Важно, что появилась схема.

Последовало подписание контракта между российским Universal и Децлом, затем Дельфином. В 2006 году артистом Universal стал «Банд’Эрос», фронтмен которого раньше работал с Лигалайзом в качестве бэк-МС. Разумеется, этот процесс возглавили филиалы мировых мейджоров, ведь у них дополнительный интерес продвинуть грозди своих американских артистов. Именно усилиями Universal и Sony BMG отечественные музыкальные каналы заполонили пляшущие негры с незапоминающимися именами и нулевой популярностью у зрителей. Подписание контрактов с российскими подражателями для них всего лишь часть экспансии на провинциальные рынки, часть коммерческой политики.

«Каста» отказалась продаваться, самонадеянно решив, что у нее и так все хорошо. И мигом оказалась вытесненной на задворки искусным приемом выдавливания. Чтобы сместить кумира, достаточно сделать вместо него нового.

Так и появился проект «Серега», с первых дней получивший грандиозную медийную поддержку от Первого канала и MTV. «Черный бумер» стал классическим теперь образцом адаптации хип-хопа к русской попсе. Успех был ошеломляющим. Большинство населения России впервые узнали о существовании хип-хопа и рэпа именно из песни «Черный бумер». Песня встала на вершины всех хит-парадов, побила все рекорды по скачиванию на компьютеры и мобильные телефоны. И принесла отличные доходы изголодавшимся по большим продажам рекорд-лейблам.

После появления Сереги можно было включать в номинации премий MTV и Муз-ТВ строчку «рэп». Она и появилась в 2004 году. К этому моменту все было готово. Все более-менее значимые лейблы прикупили себе хотя бы по одному рэперу, кое-что понавыпускала «Фабрика звезд». Никто из «левых» выскочек пробиться не мог. Однако пробился. Та же «Каста» обошла и Серегу, и Дельфина, и Децла. В 2006 году эта номинация сменила имя на «Лучший хип-хоп/рэп/R’n’B-проект», а в качестве почетных гостей церемоний выступили 50 Cent и Missy Elliott.

За 2006 год многообещающий альбом «Black Star» выпустил Тимати, яркими альбомами отметились «Кровосток» («Сквозное») и Елка («Тени»). Лигалайз выстрелил альбомом «XL», «Банд’Эрос» – «Коламбия Пикчерз Не Представляет» с одноименным хитом. Все чинно, благородно, на солидных лейблах. А Серега напомнил о себе клоунством в телешоу «Две звезды» на Первом, где выяснилось, что он поет ничуть не хуже Жириновского. Для рэп-артиста вполне на уровне.

С R’n’B все было еще проще. Никакого протеста или просто вербального смысла отродясь в этом стиле не было, и этим мальчикам-девочкам не хватало в этой жизни только одного – денег. Кое-кому их дали. Появились крупные бюджеты у Елки, Лигалайза, «Банд'Эрос», Бьянки, «Игры слов» (лейблы подкинули). Все означенные товарищи немедленно появились в телеящике и понемногу адаптируются между Валерией и Надеждой Бабкиной. Малолетней аудитории промывает мозги в «правильном направлении» сериал «Клуб» на MTV.

Закат рэпа

Елка (фото: Светлана Мальцева/NEWSmusic.ru)
Елка (фото: Светлана Мальцева/NEWSmusic.ru)

Что же произошло? Процесс требует осмысления. Еще недавно рэп, хип-хоп и R’n’B были малозначащим маргинальным жанром в России. Теперь ситуация изменилась. Они остались малозначащими, но перестали быть маргинальными. Шоу-бизнес скупил и вставил этих артистов в свои структуры. Назовем вещи своими именами: в топах звучат обычные попсовые песенки, чуть сдобренные семплами, отдаленно напоминающими хип-хоп. Любую песню Сереги или Елки, удалив семплы и сгладив аранжировки, споет Алена Апина или Дима Маликов. Большая часть телеаудитории подмены даже не заметит.

Похоже, история рэпа в России на этом закончена. То, что появится дальше, можно называть «русским народным R’n’B» или «балашихинским гангста-рэпом», но относиться к нему все-таки как к полноценной попсе. Разве что чуть менее популярной в народе, чем обычная Сердючка.

Закат рэпа в России виден даже по косвенным признакам. Закрылся B-Club, один из двух основных привозчиков американских хип-хоп-звезд в страну. Радио «Динамит FM» не успели перепрофилировать в хип-хоповое DFM, как уже снова под гнетом падающего рейтинга радио в региональном вещании стало обычной поп-радиостанцией. И скорее всего, обратная трансформация произойдет скоро и в московском эфире.

Примечательно, что ни один из артистов того жанра, который мы условно объединяем в хип-хоп/рэп/R’n’B, так и не смог до сих пор собрать в России большого концертного зала. Ни западные суперзвезды, ни отечественные их подражатели. Серега в начале карьеры замахнулся было на «Лужники», но с позором провалился. Busta Rhymes с трудом собрал в ангаре Экспоцентра жалкую тысячу человек, несмотря на обильную рекламу. Про концерты совсем малоизвестных Coolio, Outlawz, Guru, Mya, US3 и др. даже упоминать жалко. Не привозили еще Kanye West, Dr. Dre и Eminem, но вряд ли их аудитория будут многочисленнее. На презентацию нового альбома Елки пришла пара сотен человек. И надо понимать, что речь идет о виртуальной популярности этого жанра. Сравнивать этих артистов с аудиторией хотя бы Топалова или Билана (не говоря уж о звездах постарше) можно только с изрядной долей иронии.

Как рифмует Шнур, «нефть пошла, ша-лула-лула». Западные звезды R’n’B за немыслимые гонорары выступают на вечеринках у российских нефтепромышленников. Это очень кстати, ведь журнал Billboard обозначил главной тенденцией года обвальное падение продаж именно R’n’B- и рэп-артистов в США. R’n’B-артисты продали 117 млн альбомов, что на 18,4% меньше, чем в 2005-м. Рэперы продали 59,5 млн, что на 20,7% хуже, чем год назад. И это притом что общее падение продаж CD составило только 4,9% .С 2000 года доля R’n’B на музыкальном рынке Америки упала с 25,4 до 20%. Рэп с 13,6% сократил свою долю до 10%.

Например, альбом Jay-Z «Kingdom Come», дебютировавший с 680 тыс. копий, уже на второй неделе упал на 80% – до 140 тысяч. В среднем падение продаж на второй неделе увеличилось с привычных 50 до 70%. «Раньше рэп-альбомы становились событием месяца. Теперь это события недели, события дня, события часа», – говорит Hinsul Lazo, владелец базирующейся в Майами H.L. Distributors.

У нас ничего такого не будет, потому что уже не будет никогда. Продажи рэп-альбомов смехотворны в сравнении с американскими – как в абсолютных цифрах, так и в относительных (например, в сравнении с рок-музыкой). Есть еще сегмент продаж рингтонов. В США он стал главным источником доходов для многих артистов. К слову, 87% в топ-десятке продаж рингтонов в США принадлежит рэпу и R’n’B. У нас Серега тоже львиную долю доходов получает именно от мелодий для мобильников.

Хип-хоп-артисты успешно заменили русский рок в деле создания саундтреков в большом кино. Серега отметился сразу в нескольких суперуспешных блокбастерах, Лигалайз записал главную тему к «Сволочам», Тимати сыграл и спел для «Жары».

Пациент скорее жив

Что в будущем? Новые отечественные хип-хоп- и R’n’B-артисты непременно должны будут играть фактически чистую поп-музыку с легким налетом исходного жанра. Продаваться лейблам на корню. И спрос у лейблов на таких будущих R’n’B-звезд сейчас невероятно высок, так что шансы есть почти у каждого талантливого артиста. Возникнет и окрепнет институт профессиональных гоустрайтеров, т. е. авторов текстов рэп-песен. Исполнителям будет некогда и незачем заниматься сочинением плотных оригинальных рифм и запоминающихся панчлайнов (ударных финальных строчек). Уже сейчас так существует проект «Елка», например.

А вот непримиримые борцы за «чистоту жанра» станут глубокими маргиналами и невостребованными во всех отношениях.

И вот панчлайн. Поменьше идеологии – побольше успеха. Сейчас так.

..............