Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
4 июля 2006, 20:05 • Авторские колонки

Максим Григорьев: Демократия по-прибалтийски

Максим Григорьев: Демократия по-прибалтийски

В продолжение темы демократии по-эстонски посмотрим, как оценивает ситуацию с правами человека в Прибалтике «Светлый голос за демократию и свободу во всем мире».

Если вы еще не догадались, именно так себя называет известная организация Freedom House, которая, цитируя их самих, «поддерживает распространение свободы в мире», «действует против идей или сил, которые выступают против права людей быть свободными».

«Светлый голос за свободу» aka (1) Freedom House ежегодно проводит «Исследование политических прав и гражданских свобод» в «192 странах и 14 территориях». В этом «исследовании» каждая из стран проходит «экзамен» и получает оценку по двум «предметам»: политические права и гражданские свободы. Оценка «один» считается максимальной, и страна, «заслужившая» ее, «переводится в следующий класс», т. е. получает статус «свободной». Соответственно «не заслужившая» получает статус либо частично «свободной» либо «несвободной» (2).

Согласно «Исследованию политических прав и гражданских свобод», проведенному Freedom House, за 2005 год по «политическим правам» Эстония имеет оценку «один» и по «гражданским свободам» тоже «один», т. е. попадает под ту же категорию, что и США, Великобритания и Швейцария.

Русские подвергаются дискриминации при принятии на работу, в любой момент могут быть подвергнуты экзамену на знание эстонского языка

Для справки: согласно этому же исследованию за 2005 год политические права в России оцениваются на «шесть», а гражданские свободы на «пять», т. е. «очень плохо». Точнее говоря, по версии «Светлого голоса», политических свобод в России меньше, чем в Афганистане, Эфиопии и Уганде, и ровно столько же, как в Иране, Пакистане и Сомали (2). Согласно этому же «исследованию» гражданских свобод в России меньше, чем в Колумбии, Турции, Боснии-Герцеговине, и ровно столько же, как в Камбодже, Руанде, Катаре. Ну и, конечно, с политическими правами хуже Афганистана и Эфиопии и гражданскими свободами хуже Колумбии и Турции эксперты Freedom House с болью в сердце были вынуждены поставить России оценку «несвободная». У вдумчивого читателя может возникнуть вопрос: может быть, мы неправильно понимаем понятия «демократия» и «свобода»? Недооцениваем какую-нибудь атлантическую, европейскую, постиндустриальную или какую-нибудь еще специфику?

Попробуем, обратимся к «первоисточникам» понятия «демократия». Для читателя это, вероятно, будут Платон, Руссо, Локк, Монтескье и др. Но их труды содержали много спорных моментов, к тому же нередко противоречили друг другу. Поэтому прибегнем к современной трактовке «приличного» демократического государства через Копенгагенские критерии, которые согласно европейскому законодательству являются важнейшим требованием для членства страны в ЕС. В качестве первоисточника «демократии» для Freedom House, от которого даже ему самому будет сложно отказаться, будем считать официальные документы правительства США (3) в лице Государственного департамента США. Приводимые ниже неотъемлемые черты «приличного» демократического государства мы берем с официального сайта Бюро международных информационных программ Госдепа. Попробуем сравнить декларируемые принципы демократии и реальную ситуацию в Эстонии.

Неотъемлемые черты демократии (по версии Государственного департамента США): «все государства с демократической формой правления… ревностно защищают основные права отдельных людей и групп, составляющих меньшинство»; «демократические государства понимают, что одной из их основных функций является защита таких основных прав человека, как право на равную защиту со стороны закона и право полномасштабного участия в политической, экономической и культурной жизни общества»; «демократические общества привержены таким принципам, как проявление терпимости, налаживание сотрудничества и достижение компромисса».

Выдержка из Копенгагенских критериев (Европейский союз) для стран – членов и кандидатов в члены ЕС: «необходимо обеспечить стабильности институтов, гарантирующих демократию, права человека, верховенство закона и защиту меньшинств».

Реальная ситуация в Эстонии.В начале 90-х более чем 30% населения оказались ущемлены в политических и гражданских правах. В настоящее время в Эстонии порядка 150 000 человек, или 10% населения, абсолютное большинство из которых составляют русские, лишены возможности участия в политической жизни страны. Русские подвергаются дискриминации при принятии на работу, в любой момент могут быть подвергнуты экзамену на знание эстонского языка, после чего подвергнуться увольнениям или штрафам. Общественные и политические организации, подозреваемые в положительном отношении к России или отстаивающие права русских, поддерживающие их предприниматели подвергаются давлению со стороны специальных служб.

«Воевавших в немецких мундирах эстонцев следует считать борцами за свободу и им надо дать статус освободителя Эстонии»
«Воевавших в немецких мундирах эстонцев следует считать борцами за свободу и им надо дать статус освободителя Эстонии»

Внутри страны эстонское государство ведет целенаправленную антирусскую пропаганду. Молодое поколение эстонцев воспитывается в духе неуважения к русским негражданам, которых официальные лица открыто называют «детьми русских оккупантов» и «колонистов», «гражданским гарнизоном».

Отклонение от официальной трактовки истории страны (русские оккупировали страну в 1940 и 1944 году, эстонские члены СС – борцы за независимость, Россия – основная угроза безопасности страны) может поставить крест на карьере чиновника, существенно осложнить карьеру журналиста. Темпы предоставления гражданства русским не превосходят 1000 человек в год, что фактически стимулирует сохранение сегрегации эстонской и русской частей населения на ближайшие поколения.

Неотъемлемые черты демократии (по версии Государственного департамента США): «Государства с демократической формой правления регулярно проводят свободные и справедливые выборы, право участия в которых предоставляется всем гражданам».

Выдержка из Копенгагенских критериев (Европейский союз) для стран – членов и кандидатов в члены ЕС: «принять общие правила, стандарты и политику, составляющие основу законодательства ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза».

Реальная ситуация в Эстонии.10% населения законодательно лишены возможности быть членами политических партий, участвовать в выборах, за исключением выборов местного самоуправления. Согласно директиве ЕС № 2003/109/ЕС Эстонии необходимо ввести статус «постоянный житель Европейского союза» для неграждан. В отсутствие данного статуса неграждане не имеют возможности подавать петиции в Европейский парламент и омбудсмену, на законных основаниях работать, учиться или жить в других странах Евросоюза дольше трех месяцев. В данный момент данная директива ЕС Эстонией не выполнена.

Да. Как говорится, что-то не сходится. Но может быть, Freedom House просто не знает о реальной ситуации в прибалтийских странах? Приведем несколько цитат: «эстонский закон о гражданстве критикуется за эффективное лишение избирательных прав большого количества русскоговорящих с помощью чрезмерно сложного процесса натурализации», «неграждане не имеют права быть членами политических партий», «закон о языке запрещает использование любых иностранных языков в любых общественных знаках, объявлениях, записях, включая предвыборную агитацию», «несмотря на обвинения в дискриминации этнических русских в области работы, образовании, социального обеспечения, резолюция ОБСЕ о национальных меньшинствах не критиковала ситуацию в Эстонии. Датский посол в России подтвердил соответствие Эстонии Копенгагенским критериям в области защиты этнических меньшинств».

Эти предложения взяты из официальных документов Freedom House – как мы видим, никакого недостатка в информации нет. При этом, поощряя активное поведение Эстонии по интеграции в НАТО, 51-я Генеральная Ассамблея объединений НАТО в октябре 2005 года была проведена в Таллине. Очень символично название основной темы встречи – «Демократия и права человека – новая миссия НАТО». Вот такая вот новая миссия.

Справки ради отметим, что на этой Генеральной Ассамблее выступила «известный российский политик» Ирина Хакамада. У читателя, конечно, нет сомнений, что она выступила против нарушения прав человека русского населения в Эстонии, согласно «новой миссии НАТО». К сожалению, придется огорчить читателя – уважаемая Ирина Мацуевна не выступила с этим вопросом на мероприятии.

Министр обороны Эстонии Юрген Лиги
Министр обороны Эстонии Юрген Лиги

Ну, может, она просто недостаточно в курсе этого или вопрос дискриминации русских ей не близок? Но, скажет читатель, она, конечно, не могла не осудить пропаганду фашизма в Эстонии, привела примеры прославления эстонцев – членов СС, оставивших память расстрелами мирного населения в России в Пскове и Великих Луках, как борцов за независимость в школьных программах, официальных документах. Наверно, на Ассамблее она осудила министра обороны Эстонии Юргена Лиги за его публичные выступления, в которых он говорит, что «воевавших в немецких мундирах эстонцев следует считать борцами за свободу и им надо дать статус освободителя Эстонии». Не могла не осудить. Тем более ее антифашистская позиция широко известна российской общественности – на прошлой неделе она даже стала одним из учредителей Российского антифашистского фронта. И опять-таки скрепя сердце приходится огорчить читателя. На Ассамблее НАТО уважаемая Ирина Мацуевна не осудила пропаганду фашизма в Эстонии. «На улицах Таллина люди, завидев Хакамаду, кричали ей вслед: «Спасибо вам, Ирина!» – такими словами начинается интервью корреспондента «Ээсти Пяэвалехт». «Вы говорите о державе. Ну какая Россия держава? Она – государство мечтателей, которые не хотят объективно оценить ни себя, ни окружающий мир», – сказала Хакамада. Пора читателю раскрыть страшную правду: на Ассамблее НАТО Ирина Муцуовна не говорила о правах русских или пропаганде фашизма в Эстонии, она выступила с докладом о положении с правами человека и демократией в России. Вот такая вот объективная оценка.

Особую пикантность ситуации придает то, что низкий уровень гражданских свобод в России, по мнению Freedom House, связан и с тем, что в России «этнические меньшинства подвергаются государственной и социальной дискриминации». Вот так, в России подвергаются, а в Эстонии и Латвии не подвергаются. Как писал Козьма Прутков, «если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим».

При этом, кстати, Европейская комиссия против расизма и дискриминации резко критически отзывается о ситуации в Эстонии. Как мы видим, никаких иллюзий ни Freedom House, ни Европейский союз по отношению к ситуации в Эстонии не имеет. Но, цитируя классиков, «товарищ волк… кушает, и никого не слушает, и слушать, судя по всему, не собирается»: «политические права» и «гражданские свободы» в Эстонии оцениваются на уровне США, Великобритании или Финляндии.

На примере прибалтийских стран позволим себе сделать несколько выводов.

В вопросах, носящих важный характер для внутренней политики и обеспечения собственной власти, национальные элиты стран, входящих в НАТО и ЕС, готовы идти на самые жестокие и антидемократические меры без каких-либо оговорок.

Это раз.

В случае наличия подозрений во вмешательстве третьих стран в политическую или общественную сферу «образцово-демократические» страны активно задействуют специальные службы со всем спектром вытекающих из этого последствий.

Это два.

Даже явные нарушения демократических принципов, а также такие «шалости», как пропаганда нацизма и этническая дискриминация не мешают правительствам, общественным организациям, средствам массовой информации западных стран считать нарушителя «образцовой демократией».

Это три.

Примечания:

(1) Aka сокр. от also known as – «известный также как»

(2) Отдельным «несвободным» иногда приходится повторять «неусвоенный материал по демократии» – например, в 1986 году Ливии (за 1985-1986 год оценка по «политическим правам»: 6, «гражданским свободам»: 6, или «очень плохо»); 1989 году Панаме (за 1988-1989 год оценка по «политическим правам»: 6, «гражданским свободам»: 5, или «очень плохо»); в 2000 году Югославии (за 1998-1999 год оценка по «политическим правам»: 6, «гражданским свободам»: 6, или «очень плохо»); в 2001 году Афганистану (за 1999-2000 год оценка по «политическим правам»: 7, «гражданским свободам»: 7, или «очень плохо»); в 2003 году Ираку (за 2002-2003 год оценка по «политическим правам»: 7, «гражданским свободам»: 7, или «очень плохо»).

(3) Финансирующее более 70% деятельности Freedom House (согласно интервью исполнительного директора Freedom House Д. Виндзор газете «Коммерсантъ», 19 июня 2006 г.)

..............