Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис На выборах президента ценится каждый голос

В силу феноменальной активности граждан, благодаря очередям на избирательные участки в самых разных уголках света, выбор России неоспорим – и для нас самих, и для остального мира. На таком фоне западные заклинания о непризнании их результатов выглядят просто жалким лепетом.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Для Донбасса это были необычные выборы

Выборы для многих жителей Донбасса подобны именинному пирогу на день рождения. Мой товарищ из Донецка сказал, что, проголосовав, окончательно почувствовал себя полноценным гражданином России – хотя паспорт получил в 2020 году.

3 комментария
22 июля 2006, 23:26 • Авторские колонки

Вадим Пономарев: Музыка ушла в лес

Вадим Пономарев: Опен-эйры вчера и сегодня

Вадим Пономарев: Музыка ушла в лес

Лето. Жара. Феномен опен-эйров, концертов на свежем воздухе, настолько обаял посетителей концертов, что загнать себя в клуб представляется почти невыполнимой задачей. И ни к чему.

Разнообразие открытых фестивалей и разница в их форматах позволяет выбрать себе что-то по вкусу почти на каждый уик-энд лета.

Недавно я встретился с одним видным контркультурщиком 80-х, создателем авангардного Синтез-театра «Грани» Александром Бобровым. И речь у нас зашла именно о фестивалях на открытых пространствах. Бобров увлеченно рассказывал мне о фестивалях тех самых восьмидесятых годов: подальше от неусыпного внимания КГБ, люди с рюкзаками шли под руководством таинственных проводников в далекие леса, там при помощи секретных знаков встречались и между палатками устраивали импровизированную сцену. Но главной роскошью было, конечно, человеческое общение среди «своих». Музыка – как универсальный язык общения, но не самоценный объект внимания.

За прошедшую четверть века многое изменилось. К людям с рюкзаками прибавились люди без рюкзаков, тоже желающие прослушать музыку на свежем воздухе. И заметно убавилось необходимости искать «своих». Хотя бы ввиду появления Интернета, как нельзя лучше подходящего на роль коммуникатора.

Городской опен-эйр хорош внезапностью. Можно приехать на него в любое время и в любое же время сорваться с него

Что же теперь являют собой опен-эйры? Видоизменились ли они, мутировали или объяли все и всех? В чем суть нынешнего желания городского благополучного жителя поехать за тридевять земель ради концерта тех групп, которые и так каждый вечер дают концерты в клубе около места его работы? А то и ехать слушать вовсе неизвестных исполнителей?

Стоит сразу поделить опен-эйры на городские и загородные. Потому что атмосфера на них различна. На городской опен-эйр приезжают неспешно, в предвкушении тотального комфорта. Фестиваль «Крылья» окружит периметром палаток с разливным пивом спонсора и нехитрой закуской к тому пиву. Фестивали Stereoleto или «Остров Света» в саду «Эрмитаж» прибавят к пивным кранам ресторанные изыски и кальяны от близлежащей чайханы. Закрытые презентации на пафосных пляжах в Строгинской пойме предложат вдобавок удобные шезлонги и юрких официантов.

Городской опен-эйр хорош внезапностью. Можно приехать на него в любое время и в любое же время сорваться с него, если появилась необходимость по работе. В другое время полежать на травке в центре Москвы с бокалом разливного пива, слушая превосходных живых музыкантов, попросту невозможно. Милиция свое дело знает.

Загородный опен-эйр хорош чистотой воздуха. Кроме того, ехать несколько часов или даже дней от большого города ради трехчасового концерта смысла нет, поэтому дышать свежим лесным воздухом получится минимум два-три дня подряд. А на самом большом из фестивалей – Грушинском под Самарой – даже целую неделю.

Рок-фестивали, вроде «Нашествия» и «Эммауса», предпочитают занимать целый уик-энд. Шумная их аудитория приезжает с палатками и желанием побыстрее напиться. Фан-клубы отряжаются поддерживать своих любимых музыкантов. Две или даже три сцены позволяют развести аудиторию по интересам. Поклонники лиричного Павла Кашина вряд ли станут слушать грубовато-экспрессивный «Наив». На недавней пресс-конференции на поле будущего «Нашествия» под Рязанью продюсер фестиваля Андрей Клюкин во всех красках живописал, как буквально по минутам приходится состыковать время выступления сходных по аудитории музыкантов.

Фестиваль
Фестиваль "Нашествие"
В России отсутствует пока культура проведения опен-эйров, сложившаяся в Европе, – безукоризненный сервис, отлаженная инфраструктура, бурная ночная жизнь. Порою негде просто помыть руки, не говоря уже о комфортном душе. Но организация фестивалей бурно развивается, и с каждым годом проблемы решаются. Отчасти дискомфорт на рок-фестивалях связан с низкими, по сравнению с европейскими, ценами на входной билет – около 10 долларов. Между тем сервисные организации работают по вполне себе мировым ценам. Как пояснил один из организаторов фестиваля «Эммаус» Андрей Матвеев, в первую очередь полноценный комфорт придет к обладателям VIP-билетов, затем и к остальным.

Слово «комфорт» стало очень много значить, в сравнении с временами восьмидесятых. Однако для того слушателя, которому претит столкновение с общепитом в лесной чаще, остались мероприятия с разумным ограничением их деятельности. Фестиваль «Пустые Холмы» под Тарусой успешно решает такие вопросы. Там встречаешь как студентов, варящих в котелке привезенную с собой кашу, так и целые семейства на джипах, предпочитающие дорогие шашлыки и напитки. Все мирно уживаются меж собой, и объединяет их любовь к качественной некоммерческой музыке – блюз-рок, этно, реггей.

Но и это еще не все. Сохранился и формат фестивалей «для своих». Например, в этом году блюзовый музыкант Владимир Кожекин собрал небольшой фестиваль в Николо-Ленивце методом оповещения только среди заинтересованной аудитории. Объявления в соответствующем сообществе «Живого журнала» оказалось достаточным для того, чтобы в засекреченном глухом месте Калужской области появилась прекрасно оборудованная сцена и полторы тысячи зрителей.

Обратный пример – фестиваль Ethnoland, который в нынешнем году вобрал в себя знаменитый «Этнолайф» и все на том же подмосковном дорогом горнолыжном курорте Сорочаны на все почти лето затеял большие этнические программы. С массированной рекламой в Москве, но для строго заинтересованной и платежеспособной аудитории.

В любом случае, загородный опен-эйр выполняет свою главную социальную задачу – вырвать горожанина из лап привычного уклада жизни и перенести в уклад особой лесной жизни. Где городские жители спят в палатках, разжигают костры, дышат свежим воздухом и напрочь отключены от городских забот.

Похоже, что в этом году проведение опен-эйров вышло у нас в стране на качественно новый виток развития. Их стало много, и они стали лучше в плане организации. Но остались проблемы с творческой составляющей.

На пресс-конференции «Крыльев» глава компании Silens Pro Михаил Капник сказал устало, что может пригласить любую группу в мире
На пресс-конференции «Крыльев» глава компании Silens Pro Михаил Капник сказал устало, что может пригласить любую группу в мире
Проведение коммерчески успешного большого фестиваля требует участия в них музыкальных звезд. На нераскрученные имена зрители просто не поедут. Среди российских музыкантов есть всего пять-шесть групп, способных собрать большую аудиторию вроде «Олимпийского», и все они на слуху. Стоит ли удивляться, что почти все они участвуют во всех многочисленных фестивалях?

Ситуацию могло бы переломить участие западных звезд. Однако их гонорары несопоставимы с нашими, и цена на вход становится приближенной к европейской. Для сравнения, пребывание на фестивале в Гластонберри стоит 25 фунтов стерлингов в день. Фестиваль «Остров Света», который проводят Дмитрий Дибров и Борис Гребенщиков*, приглашает звезд Jethro Tall и Skin, и средняя цена в 1500 рублей приближена к английской. Но за один вечер и за одну группу!

Честно говоря, наши промоутеры могли бы быть порасторопнее. Что сами и признают. На пресс-конференции «Крыльев» глава компании Silens Pro Михаил Капник сказал устало, что может пригласить любую группу в мире. Были бы деньги. Однако спонсоры крайне неохотно рассматривают проекты стоимостью выше миллиона долларов. Фестиваль «Эммаус» заявил цифру своего бюджета именно в 1 миллион, «Нашествие» также близко к этой цифре. Перешагнуть сей заколдованный рубеж никому в России пока не удается.

Резюмируя, опен-эйры есть теперь на любой вкус. Есть официозные, вроде концертов на Красной площади и Васильевском спуске. Есть брутальные, вроде «Нашествия». Есть для эстетов и для неформалов. И внутри каждого фестиваля есть масса ценовых и сервисных нюансов. И в этом разнообразии и цветении есть самый главный плюс, который проявился со временем.

Свобода выбора.

В 80-е его откровенно не было. Либо маршируй по Красной площади с красным же флажком, либо с рюкзаком и котелком уезжай в далекие леса. Возможно, содержательное наполнение песен сильно изменилось, но это уже совсем другая тема.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............