Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

0 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

6 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
7 июня 2006, 22:18 • Авторские колонки

Виталий Иванов: О «валютном суверенитете»

Виталий Иванов: О «валютном суверенитете»

Недавно Госдума приняла в первом чтении т.н. «закон о рубле», который призван подстегнуть дедолларизацию российской экономики. Немало копий было сломано еще на стадии его инициирования. Сейчас близится второе чтение и дискуссия вновь активизируется.

На самом деле это не отдельный закон, а набор поправок к действующим законам. Ими предусматривается запрет на предоставление информации о цене (стоимости) товаров, работ, услуг, имущества, о суммах сделок, о показателях бюджетов, государственных и муниципальных заимствованиях, государственном и муниципальном долге в иностранной валюте (долларах, евро), в условных единицах. Запрет распространяется на предприятия розничной и оптовой торговли, СМИ, а также на органы государственной и муниципальной власти. Министров, губернаторов, парламентариев и прочих официальных лиц даже предполагается привлекать к административной ответственности за публичное употребление слов «доллар» и «евро».

Что тут сказать? Начать следует с главного и основного.

Укрепление валютного суверенитета означает обеспечение полной конвертируемости рубля и одновременно, если угодно, повышение его престижа

Любое государство в теории обладает суверенитетом, т.е. полной независимостью, самостоятельностью во внутренних и внешних делах, территориальным верховенством. На практике же, поскольку государствам необходимо сотрудничать между собой и все постоянно норовят вмешиваться в дела друг друга, суверенитета нет и не может быть ни у кого. Но многие тем не менее к нему реально стремятся. Иными словами, суверенитет есть претензия на независимость, самостоятельность, верховенство. Естественно, результаты у всех разные. Одни государства терпят неудачу и оказываются (остаются) на вторых ролях, а то и в зависимости, другие добиваются хотя бы невмешательства в свои внутренние дела, третьи становятся державами, т.е. приобретают права и возможности влиять на другие государства, всерьез участвовать в выработке международных правил игры. Второе и третье, разумеется, никакой не суверенитет. Это правильнее назвать автономией. Но не буду здесь усложнять.

Что касается валюты, то это, с одной стороны, императивный государственный атрибут. Собственные денежные единицы есть практически у всех государств. С другой стороны, далеко не каждое государство способно обеспечить своей валюте положение основного платежного средства и средства накопления на своей территории, а тем более конвертируемость. Статуса резервной для своей валюты вообще добиваются единицы. Естественно, это производно от общего состояния экономики, конъюнктуры на мировых рынках, экономической и финансовой политики власти, вернее уровня компетентности этой политики и т.д. Но в конечном счете все увязано с суверенными претензиями. Упрощенно, если у государства есть экономическая база для претензий на независимость, самостоятельность, верховенство и есть сами претензии, оно способно в том числе обеспечивать своей валюте положение основного платежного средства, конвертируемость и т.д. Государство также может и частично отказаться от суверенных претензий. Отказ старых европейских держав – Германии, Франции, Италии, Испании – от своих валют и переход на евро был одним из слагаемых их добровольного делегирования части своего суверенитета Евросоюзу. Член ЕС Великобритания, хоть и не вошедшая в еврозону, допускает двойные ценники. Тем самым она также десуверенизуется, только в меньшем объеме, чем Германия и Франция. Пока.

Курс доллара уже давно стабильно падает, а с ним и доверие граждан к «зеленым»
Курс доллара уже давно стабильно падает, а с ним и доверие граждан к «зеленым»
Когда валюта страны X широко используется населением страны Y в качестве платежного средства и средства накопления, а его руководители не стесняются презентовать в ней показатели своей работы, планы и проекты, это означает, что Y зависит от X. Можно сколько угодно рассказывать про то, какая у X мощная экономика, во сколько раз она больше экономики Y, про то, что так сложилось исторически, а также про такое явление, как глобализация. Если у Y нет суверенных претензий или они невелики, то все в порядке. Но если таковые появляются, да еще открывается «окно возможностей», то избавиться от валютной зависимости просто необходимо. Этого не понимают товарищи с экономическим мышлением, но зато понимают люди с мышлением патриотическим.

Россия в последнее время взялась активно претендовать на суверенитет, даже на державный статус (концепция энергетической державности). Делается меньше, чем говорится, власть не всегда последовательна, но тем не менее наша страна сейчас не та, чем была пару-тройку лет назад.

Время сейчас работает на нас. Но как поется в известной песне про разговор в поезде: «…задаваться не надо, как сядем в него, так и сойдем». Это к тому, что не нужно расслабляться. Пока на мировых рынках энергоносителей благоприятнейшая конъюнктура, а наши конкуренты переживают серьезные трудности, следует максимально укрепиться. В том числе преодолеть долларизацию. И укрепить «валютный суверенитет».

Что это значит?

Речь идет не о повышении курса рубля, конечно. Дорогой рубль сокращает экспорт и стимулирует импорт. Приток иностранной валюты тогда уменьшается, тем самым подавляется развитие экономики и т.д.

Укрепление валютного суверенитета означает обеспечение полной конвертируемости рубля и одновременно, если угодно, повышение его престижа вначале внутри страны, а потом и за ее пределами. Перспективная цель – статус резервной валюты. Тему конвертируемости пусть подробно обсуждают специалисты. Там есть вопросы. Достаточно ли просто снять последние ограничения на свободное обращение капитала или нужно, как заявлено в последнем президентском послании, также открыть в России биржевую торговлю нефтью и газом?

А это понятно или должно быть понятно без всяких специалистов?

Россия не может претендовать на державный статус, на суверенитет, не может даже просто считаться «нормальной страной» (это выражение обычно употребляют товарищи, страдающие русофобией и разными другими комплексами, но здесь оно вполне уместно), пока зарплаты многим ее гражданам рассчитываются в долларах. Пока где угодно можно наткнуться на ценник с у.е. (курс которой установлен произвольно, но обязательно превышает курс доллара на четыре-пять рублей). Пока в СМИ информация о параметрах бюджета, внешнего долга, стоимости и суммах сделок российских компаний сопровождается знаком $. Пока политики и, главное, высшие чиновники открыто изъясняются на «долларовом» языке. Курс доллара уже давно стабильно падает, а с ним и доверие граждан к «зеленым». Евро по разным причинам не стал равноценной заменой. Дедолларизация, а значит, «рублевизация» экономики уже давно запущена, это особенно заметно в регионах (и чем дальше от Москвы, тем заметнее). Надо форсировать.

Отсюда – «закон о рубле».

Министр финансов России Алексей Кудрин
Министр финансов России Алексей Кудрин
При этом никто не спорит, что во втором чтении его нужно поправить. Есть целый ряд случаев, когда информация может и даже должна сообщаться в иностранной валюте. Например, наш внешний долг и долги иностранных государств перед Россией представляют собой обязательства и активы, возникающие в чужой валюте. В ней же проводятся многие операции в соответствии с действующими международными договорами и нормами международных организаций, в которых состоит наша страна. Кроме того, не вполне понятен порядок наложения административной ответственности на какого-нибудь Кудрина или Грефа. Кто и как их будет штрафовать, если они все же ляпнут на какой-нибудь пресс-конференции слово «доллар»?

С теми, кто, признавая «рублевизацию» делом необходимым и неизбежным, критикует закон конструктивно и даже высказывает предложения по его уточнению, дополнению, есть о чем говорить. А как быть с теми, которые лишь возмущаются по поводу «очередной дури»?

Есть среди них те, кто раз и навсегда убежден, что в «этой стране» ничего хорошего по определению быть не может и что российская власть вечно озабочена лишь тем, как бы напакостить народу. Всегда такие были и будут, c ними все понятно. Они не стоят слов «взгляни – и мимо».

Много и тех, кто обычно ворчит по поводу любых нововведений и предсказывает им непременную неудачу, утруждая себя подбором аргументов или просто давая волю эмоциям. Сегодня им «закон о рубле» не нравится, завтра новая реформа встанет в повестку – они на нее переключатся. Тоже все понятно.

Еще есть те, кто, как говорится, привык и не хочет переучиваться. Они на все лады повторяют, что это ж не так «неудобно» пересчитывать в рубли доллары и евро, все «приличные» люди оперируют ими, да и вообще это как-то даже «абсурдно». На самом деле абсурда хватает и сейчас, когда рублевые данные сплошь пытаются переводить в долларовые. Приведу лишь один пример из своего опыта. Когда я работал в «Ведомостях», меня заставляли пересчитывать в доллары рублевые состояния кандидатов в депутаты Госдумы (!) или суммы, официально потраченные из избирательных фондов (!!!).

Да, будут неудобства, да, какие то конкретные новации могут показаться абсурдными или действительно окажутся абсурдом. Но тут все банально. Не бывает идеальных вещей, нельзя удовлетворить всех, во всем и сразу. Это раз. В данном конкретном случае цель перекрывает издержки. Это два. Ко всему привыкает человек. Это три.

Тем, кто привык считать в долларах, придется привыкать считать в рублях, придется переучиваться. Иначе никак.

А коли совсем привык, то граница открыта, никто не держит. (Шутка.)

Хотим быть суверенной страной, державой? Хотим себя уважать? Хотим, чтобы нас уважали? Значит, в том числе нужно в своей стране продавать и покупать за свои деньги, а не за чужие. Значит, нужно вести максимум расчетов в рублях. Значит, нужно «рублезировать» как экономику, так и общественное сознание, публичный язык и жизнь в целом. Россия должна мыслить рублем.

..............