Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

2 комментария
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
4 октября 2006, 08:55 • Авторские колонки

Максим Григорьев: Политика умиротворения М. Саакашвили ведет к быстрому вытеснению России

Максим Григорьев: «Закон о грузинской демократии»

Максим Григорьев: Политика умиротворения  М. Саакашвили ведет к быстрому вытеснению России

Арест российских военных – это очередной проверочный удар, который Россия не может пропустить. Альтернатива – выдавливание России из Грузии и из региона с соответствующим, очевидным, замещением.

Совет Федерации РФ пришел к следующим выводам:

(A) Правительство Михаила Саакашвили продемонстрировало последовательное пренебрежение принятыми на международном уровне стандартами прав человека и демократическими ценностям.

(B) Грузинский народ продемонстрировал свою жажду свободы и увеличивающуюся оппозицию правительству Грузии, рискуя своими жизнями и организуя независимую демократическую оппозицию в стране.

(C) Правительство Саакашвили поддерживает экономику с усиленным военным сектором, что привело к ухудшению уровня жизни грузинского народа. Это делается для организации военного вмешательства и подрывной деятельности в Кавказском регионе.

(D) Нет признаков того, что режим Саакашвили готов к существенным уступкам по направлению к демократии. Все чаще стало практиковаться подавление несогласных с помощью запугивания, заключения под стражу и высылки.

Необходима четкая позиция России, например, в виде временного закона в стиле американского «Закона о кубинской демократии

Политика Российской Федерации стремится к следующим целям:

(E) обеспечение мирного перехода к демократии и возвращение к росту экономики Грузии с помощью аккуратного использования санкций к правительству Саакашвили и поддержки грузинского народа;

(F) ясное понимание другими странами того, что при определении отношений с ними Российская Федерация будет принимать во внимание их готовность к сотрудничеству в реализации этой политики;

(G) продолжение энергичного сопротивления нарушению прав человека режимом Саакашвили;

(H) поддержание готовности к аккуратному уменьшению санкций в случае позитивных изменений в Грузии.

Помощь в поддержке демократии в Грузии.

(I) Через уполномоченные неправительственные организации Российская Федерация может обеспечивать индивидуальную поддержку или помощь организациям для обеспечения ненасильственных демократических изменений в Грузии.

Санкции.

(J) Запрещение сделок между российскими компаниями и Грузией. Несмотря на любые положения других законов, не может быть выдано разрешение на любую из сделок.

(K) На 61-й день после подписания закона транспорт, вступивший на территорию Грузии и участвующий в торговле товарами или услугами, не может быть разгружен в Российской Федерации ранее чем через 180 дней. Иное возможно только в случае разрешения Министра финансов.

(L) Ограничения денежных переводов в Грузию. Президент установит жесткие ограничения на денежные переводы в Грузию из Российской Федерации, чтобы они использовались только в целях поездок грузинских граждан в Российскую Федерацию и не использовались правительством Грузии для получения валюты.

Прочитав эти строки, изрядное количество читателей сочтут это беспрецедентной формой классического русского империализма. Между тем вышеприведенное является дословным переводом основной части американского «Закона о кубинской демократии» от 1992 года – достаточно лишь заменить Кубу на Грузию, США на Россию, а сенат – на Совет Федерации. С полным текстом закона легко ознакомится по Интернету с помощью ссылки на номер закона - HR 5323 RFS.

Насколько правомерны аналогии между Грузией и Кубой? Приведем несколько примеров. Пренебрежение стандартами прав человека: в своем открытом письме президенту США в июне 2006 года Human Rights Watch писала об уходе 27 из 37 судей Верховного суда в отставку под давлением власти и отказе грузинских властей от расследования убийств подозреваемых во время арестов. В февральском обзоре 2006 года «Грузия: пытки и дурное обращение – беспокойство после революции роз» Amnesty International пишет: «методы пыток включают в себя электрошок, лишение воздуха с помощью пластиковых мешков, прижигание с помощью сигарет, угрозы избиений родственников», «особенно много заявлений о пытках в Специальном отделе полиции». Пренебрежение демократическими ценностям, политические репрессии: недавний арест тридцати оппозиционеров, в том числе представителей партии «Справедливость», Фонда Игоря Гиоргадзе, движения «АнтиСорос», Монархистско-консервативной партии, по обвинению в организации государственного переворота. Для всех, знающих политическую ситуацию в Грузии, эти обвинения смехотворны, хотя бы в силу их абсолютной неспособности к организации переворота и слабой поддержки И. Гиоргадзе у населения. Экономика с усиленным военным сектором: согласно исследованиям авторитетного института SIPRI Грузия стала мировым лидером по увеличению военных расходов – в 2,5 раза только в 2005 году, в 2006 году рост расходов на оборону превзойдет 3,5% ВВП страны. Подготовка военного вмешательства и вовсе не вызывает сомнений – открытые заявления лидеров Грузии, неоднократные сообщения СМИ об обстрелах Абхазии, организованных взрывах, заброшенных спецгруппах. Учитывая открытое присутствие американских военных и спецслужб в Грузии, точно такое же, как советских в свое время на Кубе, аналогия между Грузией и Кубой становится более чем явственной. Поэтому появление российского «Закона о грузинской демократии», аналогичного американскому, более чем правомерно.

Несмотря на недавнюю популярность, внутри Грузии М. Саакашвили стремительно теряет поддержку у населения (фото: Reuters)
Несмотря на недавнюю популярность, внутри Грузии М. Саакашвили стремительно теряет поддержку у населения (фото: Reuters)

Несмотря на недавнюю популярность, внутри Грузии М. Саакашвили стремительно теряет поддержку у населения. Этому способствуют: завышенные ожидания избирателей, резкое уменьшение государственной социальной поддержки по западным рекомендациям, жесткая и непродуманная кадровая политика, нежелание «делиться властью» даже с нейтральными или дружественными партиями и политиками. Американская же практика известна готовностью легко поменять одного «фаворита» на другого, более выгодного, – всем памятно, как был «сдан» Э. Шеварнадзе, несмотря на его «беспрецедентные заслуги». Единственным вариантом политического выживания М. Саакашвили является обещание избирателям возвращения Абхазии и Осетии и консолидация через обострение ситуации. Учитывая то, что около половины экономики Грузии составляет прямая западная помощь, – другого пути у него просто нет.

Поэтому любая политика уступок и «умиротворения» М. Саакашвили не будет эффективной. Он, как опытный боксер, все время «пробивает» Россию на способность держать удар. Именно в этом контексте следует понимать заявления министра обороны И. Окруашвили о том, что главным противником Тбилиси являются «русские»; главы Комитета по обороне и национальной безопасности парламента Грузии Г. Таргамадзе: «Российские военные будут объявлены оккупантами и их выдворят силой»; К. Бендукидзе, пока еще обладающего российским бизнесом, о том, что Россия уже лишилась всех «рычагов влияния» на Грузию. Пока Россия пропускает эти удары: «сдача» А. Абашидзе, вне зависимости от его «морального облика», спешный вывод военных баз – лишь несколько примеров. Арест российских военных – это очередной проверочный удар, который Россия не может пропустить. Альтернатива – выдавливание России из Грузии и из региона с соответствующим, очевидным, замещением.

Удержать М. Саакашвили может только: a) ясное понимание того, что его личные политические перспективы и надежды на него грузинского народа как на «воссоединителя земель» напрямую зависят от дружественных отношений с Россией, с соответствующими гарантиями для ее национальной безопасности и интересов; б) ясное понимание того, что поражение в войне с Абхазией приведет к его уходу с политической арены с соответствующим местом в истории; в) предъявление ему четкой и последовательной позиции России.

С такой позицией может выступить законодательная власть – Б. Грызлов, С. Миронов. Если же мы не помним сравнительно недавний опыт своей собственной страны, то твердости и последовательности можно поучиться у США: санкции со стороны США к Кубе продолжают действовать, несмотря на то, что ООН принимает ежегодные резолюции с призывом об их прекращении уже в течение 14 лет. В последний раз за прекращение санкций проголосовали 182 государства, лишь четверо, включая Америку, были против. Да и продержаться России надо только до следующих американских выборов, которые существенно скорректируют ситуацию.

Сделаем несколько выводов:

Необходима четкая позиция России, например, в виде временного закона в стиле американского «Закона о кубинской демократии»:

1) Объявление правительства Саакашвили авторитарным режимом, пренебрегающим демократическими ценностями, и введение следующих санкций с возложением на М. Саакашвили персональной за них ответственности: ограничение денежных переводов из России в Грузию, запрещение российско-грузинских сделок, запрещение торгового сообщения между Россией и Грузией с временным исключением из этого режима Абхазии и Осетии, ограничение поставок энергоносителей.

2) Признание режима Саакашвили ставящим под угрозу права и свободы российских граждан в Абхазии и Осетии. Приостановление любого диалога с Грузией по этим вопросам. В случае обострения ситуации Россия не сможет взять гарантии изоляции этих районов от добровольцев. В случае нападения российские миротворцы будут вынуждены ответить адекватными образом, для чего должны быть приняты соответствующие меры, включая их прикрытие средствами ПВО с территории, например, Краснодарского края и Северной Осетии.

3) Данный закон принимается на три месяца с автоматическим продлением в случае отсутствия позитивных сдвигов, включая возвращение к предыдущим соглашениям, в том числе по мониторингу Кодорского ущелья силами миротворцев СНГ и миссии ООН.

Лишь такая позиция позволит избежать пути, который ведет к ухудшению положения грузинского народа, немало испытавшего за последнее время. Пока со стороны России лишь приостановлено авиационное, железнодорожное, автомобильное, морское и автобусное сообщение с Грузией.

..............