30 августа, вторник  |  Последнее обновление — 21:55  |  vz.ru

Максим Григорьев

 
Максим Григорьев – член Общественной палаты РФ, директор Фонда исследования проблем демократии, кандидат политических наук. Учился в Ленинградском государственном университете, Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Дипломатической академии при МИД РФ. Руководил пресс-службой Общероссийского координационного совета по выборам (ОКС), был советником руководителя Росзарубежцентра при МИД РФ, заместителя генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт», ряда губернаторов и др. Является автором более 150 научных и публицистических статей в федеральной прессе, а также книг: «Кондопога: что это было?», «Fake-структуры: призраки российской политики», «Формы государственной поддержки машиностроительного комплекса», «Финал новгородского Чикаго», «Нелегальные мигранты в Москве», «Режим Саакашвили: что это было» и др. Фонд исследования проблем демократии – негосударственная некоммерческая аналитическая структура

Мнения

Все разговоры о том, что «для вас всегда открыта в школу дверь» – не более чем прекрасный образ. Учитель не обязан любить детей. Этому не учат в институтах. Дети не должны любить педагога. Они и папу с мамой не всегда любят.
Обсуждение: 17 комментариев

Россия в той мере, в которой она стремится утвердить свой суверенитет и влияние, естественным образом оказывается в консервативной части спектра. Именно такая позиция позволила бы ей привлечь симпатии людей, в том числе в самих США.
Обсуждение: 74 комментария

Точно так же, как любой русский, сказавший слово против глобализации, немедленно становится «сталинистом» и «совком», так и в США каждый усомнившийся в извечной мудрости глобалистской элиты будет назван «расистом» (а также «сексистом» и т.п.).
Обсуждение: 24 комментария

Как известно, самая хитрая уловка дьявола – убедить людей в том, что он не существует, так же самое большое достижение авиакомпании «Победа» – убедить пассажиров в том, что она – лоукостер.
Обсуждение: 51 комментарий

Главным политическим вопросом для русского сознания по-прежнему и испокон веков является следующий: чья в стране власть и кто принимает государственные решения – суверенный руководитель или предатель, марионетка в руках врагов?
Обсуждение: 116 комментариев

Проблемы Украины с правоохранительными органами никак нельзя назвать уникальными. Более того, эти проблемы типичны (в прошлом и/или настоящем) для большей части постсоветского пространства.
Обсуждение: 73 комментария

Перекрывать доступ к информации – это не постепенное приучение нас к правде, а лишение нас возможности приобрести иммунитет к ее самым ранящим сторонам. Только в таких условиях могут развиться самые удивительные, а главное, совершенно бесполезные мифы.
Обсуждение: 62 комментария

Максим Григорьев: Политика умиротворения М. Саакашвили ведет к быстрому вытеснению России

4 октября 2006, 08:55
Версия для печати  •
В закладки  •
Постоянная ссылка  •
  •
Сообщить об ошибке  •

Арест российских военных – это очередной проверочный удар, который Россия не может пропустить. Альтернатива – выдавливание России из Грузии и из региона с соответствующим, очевидным, замещением.

Совет Федерации РФ пришел к следующим выводам:

(A) Правительство Михаила Саакашвили продемонстрировало последовательное пренебрежение принятыми на международном уровне стандартами прав человека и демократическими ценностям.

(B) Грузинский народ продемонстрировал свою жажду свободы и увеличивающуюся оппозицию правительству Грузии, рискуя своими жизнями и организуя независимую демократическую оппозицию в стране.

(C) Правительство Саакашвили поддерживает экономику с усиленным военным сектором, что привело к ухудшению уровня жизни грузинского народа. Это делается для организации военного вмешательства и подрывной деятельности в Кавказском регионе.

(D) Нет признаков того, что режим Саакашвили готов к существенным уступкам по направлению к демократии. Все чаще стало практиковаться подавление несогласных с помощью запугивания, заключения под стражу и высылки.

«Необходима четкая позиция России, например, в виде временного закона в стиле американского «Закона о кубинской демократии»

Политика Российской Федерации стремится к следующим целям:

(E) обеспечение мирного перехода к демократии и возвращение к росту экономики Грузии с помощью аккуратного использования санкций к правительству Саакашвили и поддержки грузинского народа;

(F) ясное понимание другими странами того, что при определении отношений с ними Российская Федерация будет принимать во внимание их готовность к сотрудничеству в реализации этой политики;

(G) продолжение энергичного сопротивления нарушению прав человека режимом Саакашвили;

(H) поддержание готовности к аккуратному уменьшению санкций в случае позитивных изменений в Грузии.

Помощь в поддержке демократии в Грузии.

(I) Через уполномоченные неправительственные организации Российская Федерация может обеспечивать индивидуальную поддержку или помощь организациям для обеспечения ненасильственных демократических изменений в Грузии.

Санкции.

(J) Запрещение сделок между российскими компаниями и Грузией. Несмотря на любые положения других законов, не может быть выдано разрешение на любую из сделок.

(K) На 61-й день после подписания закона транспорт, вступивший на территорию Грузии и участвующий в торговле товарами или услугами, не может быть разгружен в Российской Федерации ранее чем через 180 дней. Иное возможно только в случае разрешения Министра финансов.

(L) Ограничения денежных переводов в Грузию. Президент установит жесткие ограничения на денежные переводы в Грузию из Российской Федерации, чтобы они использовались только в целях поездок грузинских граждан в Российскую Федерацию и не использовались правительством Грузии для получения валюты.

Прочитав эти строки, изрядное количество читателей сочтут это беспрецедентной формой классического русского империализма. Между тем вышеприведенное является дословным переводом основной части американского «Закона о кубинской демократии» от 1992 года – достаточно лишь заменить Кубу на Грузию, США на Россию, а сенат – на Совет Федерации. С полным текстом закона легко ознакомится по Интернету с помощью ссылки на номер закона - HR 5323 RFS.

Насколько правомерны аналогии между Грузией и Кубой? Приведем несколько примеров. Пренебрежение стандартами прав человека: в своем открытом письме президенту США в июне 2006 года Human Rights Watch писала об уходе 27 из 37 судей Верховного суда в отставку под давлением власти и отказе грузинских властей от расследования убийств подозреваемых во время арестов. В февральском обзоре 2006 года «Грузия: пытки и дурное обращение – беспокойство после революции роз» Amnesty International пишет: «методы пыток включают в себя электрошок, лишение воздуха с помощью пластиковых мешков, прижигание с помощью сигарет, угрозы избиений родственников», «особенно много заявлений о пытках в Специальном отделе полиции». Пренебрежение демократическими ценностям, политические репрессии: недавний арест тридцати оппозиционеров, в том числе представителей партии «Справедливость», Фонда Игоря Гиоргадзе, движения «АнтиСорос», Монархистско-консервативной партии, по обвинению в организации государственного переворота. Для всех, знающих политическую ситуацию в Грузии, эти обвинения смехотворны, хотя бы в силу их абсолютной неспособности к организации переворота и слабой поддержки И. Гиоргадзе у населения. Экономика с усиленным военным сектором: согласно исследованиям авторитетного института SIPRI Грузия стала мировым лидером по увеличению военных расходов – в 2,5 раза только в 2005 году, в 2006 году рост расходов на оборону превзойдет 3,5% ВВП страны. Подготовка военного вмешательства и вовсе не вызывает сомнений – открытые заявления лидеров Грузии, неоднократные сообщения СМИ об обстрелах Абхазии, организованных взрывах, заброшенных спецгруппах. Учитывая открытое присутствие американских военных и спецслужб в Грузии, точно такое же, как советских в свое время на Кубе, аналогия между Грузией и Кубой становится более чем явственной. Поэтому появление российского «Закона о грузинской демократии», аналогичного американскому, более чем правомерно.

Несмотря на недавнюю популярность, внутри Грузии М. Саакашвили стремительно теряет поддержку у населения (фото: Reuters)
Несмотря на недавнюю популярность, внутри Грузии М. Саакашвили стремительно теряет поддержку у населения (фото: Reuters)

Несмотря на недавнюю популярность, внутри Грузии М. Саакашвили стремительно теряет поддержку у населения. Этому способствуют: завышенные ожидания избирателей, резкое уменьшение государственной социальной поддержки по западным рекомендациям, жесткая и непродуманная кадровая политика, нежелание «делиться властью» даже с нейтральными или дружественными партиями и политиками. Американская же практика известна готовностью легко поменять одного «фаворита» на другого, более выгодного, – всем памятно, как был «сдан» Э. Шеварнадзе, несмотря на его «беспрецедентные заслуги». Единственным вариантом политического выживания М. Саакашвили является обещание избирателям возвращения Абхазии и Осетии и консолидация через обострение ситуации. Учитывая то, что около половины экономики Грузии составляет прямая западная помощь, – другого пути у него просто нет.

Поэтому любая политика уступок и «умиротворения» М. Саакашвили не будет эффективной. Он, как опытный боксер, все время «пробивает» Россию на способность держать удар. Именно в этом контексте следует понимать заявления министра обороны И. Окруашвили о том, что главным противником Тбилиси являются «русские»; главы Комитета по обороне и национальной безопасности парламента Грузии Г. Таргамадзе: «Российские военные будут объявлены оккупантами и их выдворят силой»; К. Бендукидзе, пока еще обладающего российским бизнесом, о том, что Россия уже лишилась всех «рычагов влияния» на Грузию. Пока Россия пропускает эти удары: «сдача» А. Абашидзе, вне зависимости от его «морального облика», спешный вывод военных баз – лишь несколько примеров. Арест российских военных – это очередной проверочный удар, который Россия не может пропустить. Альтернатива – выдавливание России из Грузии и из региона с соответствующим, очевидным, замещением.

Удержать М. Саакашвили может только: a) ясное понимание того, что его личные политические перспективы и надежды на него грузинского народа как на «воссоединителя земель» напрямую зависят от дружественных отношений с Россией, с соответствующими гарантиями для ее национальной безопасности и интересов; б) ясное понимание того, что поражение в войне с Абхазией приведет к его уходу с политической арены с соответствующим местом в истории; в) предъявление ему четкой и последовательной позиции России.

С такой позицией может выступить законодательная власть – Б. Грызлов, С. Миронов. Если же мы не помним сравнительно недавний опыт своей собственной страны, то твердости и последовательности можно поучиться у США: санкции со стороны США к Кубе продолжают действовать, несмотря на то, что ООН принимает ежегодные резолюции с призывом об их прекращении уже в течение 14 лет. В последний раз за прекращение санкций проголосовали 182 государства, лишь четверо, включая Америку, были против. Да и продержаться России надо только до следующих американских выборов, которые существенно скорректируют ситуацию.

Сделаем несколько выводов:

Необходима четкая позиция России, например, в виде временного закона в стиле американского «Закона о кубинской демократии»:

1) Объявление правительства Саакашвили авторитарным режимом, пренебрегающим демократическими ценностями, и введение следующих санкций с возложением на М. Саакашвили персональной за них ответственности: ограничение денежных переводов из России в Грузию, запрещение российско-грузинских сделок, запрещение торгового сообщения между Россией и Грузией с временным исключением из этого режима Абхазии и Осетии, ограничение поставок энергоносителей.

2) Признание режима Саакашвили ставящим под угрозу права и свободы российских граждан в Абхазии и Осетии. Приостановление любого диалога с Грузией по этим вопросам. В случае обострения ситуации Россия не сможет взять гарантии изоляции этих районов от добровольцев. В случае нападения российские миротворцы будут вынуждены ответить адекватными образом, для чего должны быть приняты соответствующие меры, включая их прикрытие средствами ПВО с территории, например, Краснодарского края и Северной Осетии.

3) Данный закон принимается на три месяца с автоматическим продлением в случае отсутствия позитивных сдвигов, включая возвращение к предыдущим соглашениям, в том числе по мониторингу Кодорского ущелья силами миротворцев СНГ и миссии ООН.

Лишь такая позиция позволит избежать пути, который ведет к ухудшению положения грузинского народа, немало испытавшего за последнее время. Пока со стороны России лишь приостановлено авиационное, железнодорожное, автомобильное, морское и автобусное сообщение с Грузией.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь


Другие мнения

Олег Крючков: Крым спасут бульдозеры

Уже открыта Турция, скоро и в Египет чартеры полетят. Аргумент, что в Крым другой турист едет, не пройдет. Любой турист ищет комфорт и чистоту. Концепция нужна, что в каждом городе и поселке нужно сделать к апрелю 2017-го. Подробности...

Андрей Зайцев: Что нам должна школа?

Все разговоры о том, что «для вас всегда открыта в школу дверь» – не более чем прекрасный образ. Учитель не обязан любить детей. Этому не учат в институтах. Дети не должны любить педагога. Они и папу с мамой не всегда любят. Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Евгений Сатановский: Интересы Дамаска и Анкары совпадают

Цель операции Турции в Сирии – установить контроль над приграничным Джараблусом. Турки хотят разместить там временный гарнизон, чтобы предотвратить захват города курдами. И здесь интересы Дамаска и Анкары совпадают. Подробности...

Александр Разуваев: Дайте возможность ответить криминалу

Для того чтобы Россия окончательно и не на словах, а на деле стала успешной страной, не хватает решения одного важного вопроса, в котором нам, как это ни покажется странным, однозначно стоит поучиться у… американцев. Подробности...
Обсуждение: 153 комментария

Семен Уралов: Драка алабаев под бухарским ковром

В России нет ни экспертного понимания, ни медийной стратегии, ни внешней политики в отношении Узбекистана. Поэтому никак в транзите власти в Ташкенте Москва участвовать не будет. А очень зря. Подробности...
Обсуждение: 27 комментариев

Сергей Юхин: Как мы превращаемся в обезьян

Мы постепенно и навсегда теряем навыки, приобретенные в ходе эволюции. Навыки, которые нас научили держать в лапах палку-копалку и ходить прямо. Мы постепенно превращаемся в обезьян. Не верите мне? Тогда поверьте японцам. Подробности...
Обсуждение: 54 комментария

Владислав Исаев: Жив падишах или не очень?

Восточные правители известны коварством. Иной так вот рухнет замертво, лежит белый как мел, уже и мухи на него слетаются. Тут начинают приближенные делить, кому скипетр, кому державу, кому Кемску волость. Подробности...
Обсуждение: 13 комментариев

Сергей Худиев: Россия и США меняются ролями

Россия в той мере, в которой она стремится утвердить свой суверенитет и влияние, естественным образом оказывается в консервативной части спектра. Именно такая позиция позволила бы ей привлечь симпатии людей, в том числе в самих США. Подробности...
Обсуждение: 70 комментариев

Эрнст Горностаев: Может, и не нужна эта база?

Второе по величине посольство США в мире расположено в Ереване. «Люди работают». Эту волну подхватывают русские националисты: «Смотрите, как они обнаглели!» И здесь неважно, хорошие армяне или плохие, любят они Россиюшку или ненавидят. Подробности...
Обсуждение: 39 комментариев

Елена Кондратьева-Сальгеро: О моде на посмертные разборки

Года полтора назад я стала замечать, что в интеллигентствующих соцсетях тихой сапой пошли регулярные наезды на «шестидесятников» – по самым разным, часто совсем невнятным поводам. Сеть заходила ходуном. Подробности...
Обсуждение: 185 комментариев
 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............