Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

6 комментариев
Джомарт Алиев Джомарт Алиев Мы разучились жить по средствам

Кредиты – это внутренние ограничения, которые люди сами накладывают на себя. Добровольно и осознанно или же вынужденно, не вполне понимая последствия. Первое свойственно взрослым, второе больше характерно для молодежи.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

4 комментария
2 октября 2005, 23:45 • Авторские колонки

Андрей Левкин: Политическая теленеделя

Андрей Левкин: Теленеделя под знаком президента

Андрей Левкин: Политическая теленеделя

Основным телевизионным событием недели, по крайней мере политико-общественным, была, разумеется, трехчасовая прямая линия президента России. Любопытно, что в этом случае комментаторы говорили не только об общественной значимости данного прямого эфира, но и о телеспецифике.

Скажем, Ирина Петровская особо обратила внимание на то, что Дмитрий Киселев, комментируя в «Вестях плюс» прямую линию, прежде всего говорил о ее телевизионной составляющей, имея в виду, что сейчас «президент явно чувствовал себя свободнее в прямом эфире, жестикулировал более выразительно и отвечал более плотно и основательно». То есть – оценивая формат. Что до самого формата, то сама Петровская оценила его как ток-шоу, в чем, разумеется, не содержится умаления достоинств мероприятия.

Более того, чем характерны ток-шоу российского ТВ? Там всегда участвуют представители альтернативных точек зрения, которые и отстаивают свои мнения все эфирное время. Нет чтобы обменяться опытом и прийти к консенсусу. А в случае с президентом барьер этой непримиримости снимается, что и составляло приятную новизну. Можно, значит, поговорить и не собачась друг с другом, воспитательный эффект несомненен.

В случае с президентом барьер непримиримости снимается, что и составляло приятную новизну. Можно, значит, поговорить и не собачась друг с другом, воспитательный эффект несомненен

На неделе была еще одна программа, в которой также возник консенсус, только он получился не слишком конструктивным. У Малахова в «Пусть говорят» речь шла о том, как относиться к выселению из квартир лиц, не платящих за жилье. Тут сразу вот что любопытно: как только разговор касается каких-то конкретных вещей, то – подбирай какие-то дикие случаи для обсуждения, подкладывай актеров – все равно все будет совершенно реальным.

Программа выглядела просто каким-то прямым эфиром фокус-группы. Ну и консенсус тоже был найден, который состоял в том, что на эту тему все готовы говорить, говорить и говорить. Притом что тема, в общем, предполагает наличие какого-то закона, данный вопрос регулирующего. А закон не может предполагать таких эмоций. С ним соотносятся и исполняют. А вот нет, не так-то все просто, отчего и массовые диспуты. В итоге простая тема оплаты собственного жилья вырастает чуть ли не до философской проблемы: как должно поступать социально ориентированное государство с теми гражданами, которые не хотят отвечать за себя даже в размере уплаты за жилье?

Зато консенсуса совершенно не было в «К барьеру!» у Соловьева. Как отметил обозреватель «Телекритики.ру» Сергей Митрофанов, «...Очередная программа Владимира Соловьева «К барьеру!» явилась неприкрытой обкаткой предвыборной технологии. Он, собственно, так и заявил в самом начале: типа все пробуют на выборах эту тему, и давайте посмотрим, какой у нас получится эффект. Технология же эта заключалась в замещении актуального избирательского интереса на некую принципиально неразрешимую абстракцию, в данном случае на проблему мигрантов, с которой безуспешно борются во всех «цивилизованных» странах мира и у нас в том числе. Программа блестяще подтвердила: если образованный класс с отвращением воспринимает национализм даже в малых дозах, то большинство с удовольствием на него ведется».

Владимир Соловьев
Владимир Соловьев
Тут же был и нюанс, связанный с тем, что в диспуте бились Алла Гербер и Дмитрий Рогозин. Гербер представляла – согласно терминологии С. Митрофанова – «образованный класс», что вызывает определенную досаду. Беда в том, что А. Гербер отличает некоторое качество, которое... ну, определим его как «харизма наоборот». Отчего бы не найти других представителей «образованного класса»?..

В этой же связи был любопытен репортаж «Люди из подполья», показанный в «Профессии-репортер» в субботу. «Андрей Лошак** прошел тайной тропой русских радикалов» – сообщалось в анонсе. Насчет «тайной тропы» - ему виднее, но радикалами дело не ограничилось. В ролике вперемешку имелись Дугин, украинцы от Дмитро Корчинского (названные почему-то членами УНА-УНСО*, хотя это «Братство»), а также совсем не радикальные молодые оппозиционеры, собиравшиеся всего лишь запустить черный шар на митинге «Наших» по поводу Беслана.

И что особо трогательно: не бывает сюжета на эту тему без Кариши. Мисс Каримова явно стала зеркалом молодежных движений, за ее идейными переживаниями следят все СМИ Российской Федерации. В этот раз камера НТВ зафиксировала момент морального разочарования А.Каримовой в политике как таковой, так что теперь она уже у зеленых, где хочет сажать деревья, а пока – учится утеплять окна. Видимо, налицо мессидж, посылаемый всем молодежным либерал-демократам.

Что до итоговых и аналитических программ в воскресенье, то тут явно повлияла прямая линия – вне ее пределов событий, вокруг которых можно было бы выстроить сценарий истекшей недели, не нашлось. Раскладки были такие.

«Сегодня», НТВ: «От позора и унижений школьник бросился под поезд». «Почему после выступления Путина заволновались губернаторы?» Перезахоронение Деникина. Газпром и Сибнефть, интервью с Вольским.

«Вести недели», РТР: «В пятницу Кремль дал понять о возможности назначения губернаторов от победившей на выборах победительной партии... От Сахалина до Карелии открылись избирательные участки – выборы в местные самоуправления». Далее (надолго) – прямая линия, хронометраж не удивителен, учитывая, что телемост вел сам Брилев и ему есть что вспомнить.

«Воскресное «Время», Первый канал. МКС, Сергей Крикалев – абсолютный рекорд по нахождению в космосе. «60 ответов на миллион вопросов» – это по поводу прямой линии. С моралью: «...осталось социологически приятное впечатление. Людей больше интересуют не проблемы власти, а их собственная жизнь: как купить квартиру, как научить детей и когда повысят зарплату». Далее - российская атомная подлодка запустила ракету «Булава». Реформа местного самоуправления (в рамке интервью Путина). А также - список Путина членов Общественной палаты, а в Дрездене – довыборы в бундестаг.

Отдельно следует отметить «Неделю» Максимовской. Выпуск был совсем никаким (Грабовой; телемост Путина, где отмечалось, что ему таки задали несколько неприятных вопросов; американские ураганы; Газпром и Сибнефть; покупатели недвижимости, обманутые в Химках, митингуют на Славянский площади; СУ-27; Эльбрус, ставший Куршевелем). Конечно, раз на раз не приходится, но некоторые ожидания, возникшие после вполне крутого выпуска от 10 сентября , пока зависли.

Владимир Познер
Владимир Познер
Любопытно повел себя после отпуска Познер. В прошлый раз он собрал министров для обсуждения социальных инициатив Путина. На этот раз прозвал к себе генералов и уполномоченного по правам человека В.Лукина. Поводом стал начавшийся осенний призыв, а тема вечная: почему же молодые люди не хотят служить в армии и чего они опасаются? И, соответственно, что надо сделать, чтобы они захотели служить. Дискуссия шла на уровне: «В России всегда была армия, значит, она должна быть укомплектована», - как сообщил один из гостей. Ну, когда генералы на Первом канале пытаются объяснить, почему все должны идти в армию, то кажется, что тематика сохранилась без изменений еще со времен «Взгляда» советского периода. Там говорили о том же: о той же дедовщине; о том, откуда она берется; о недофинансировании и т.п. Надо ли полагать, что с конца 80-х в этой сфере человеческой деятельности ничего не сдвинулось?

В любом случае телевизионная стратегия Познера налицо: он не собирается гнаться за текучкой, а будет неторопливо заниматься глобальными проблемами, будто это не программа «Времена», а центр управления полетами мысли. Пока полеты так себе. Может, надо не так, чтобы Познер, три министра и Дворкович или Познер, три генерала и Лукин, а как-то по-другому?

Что до «Большой политики» Павловского на НТВ , то, право же, после первого раза трудно понять, что это такое и что там будет дальше. Если по сюжетам, то вроде обычная «итоговка», но ведет ее человек явно ангажированный, то есть не без дополнительных соображений, да еще и не без театрализации действительности, - об аналитике говорить трудно. Надо полагать, рождается принципиально новый телевизионный формат. Требуется поглядеть еще пару раз, чтобы по достоинству оценить его беспрецедентность.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

** Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............