Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

7 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

13 комментариев
17 июня 2015, 08:35 • Клуб читателей

В резервах страны бессмысленно заморожены миллиарды

Евгений Каргин: В резервах страны бессмысленно заморожены миллиарды

В резервах страны бессмысленно заморожены миллиарды
@ из личного архива

Резервы на экстренный случай экономике необходимы. Но чрезмерное увлечение накопительством вредно. Нехватка резервов – это высокие риски, а излишек резервов – упущенные возможности. ЦБ пока этого не понимает.

В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст Евгения Каргина о том, нужно ли увеличивать валютные резервы страны.

Не верьте тем, кто говорит, что России не хватает бюджетных средств или финансовых ресурсов и всем надо «затянуть пояса

Заявление Банка России о намерении увеличить свои резервы почти на 40% – с нынешних 360 млрд долларов до 500 млрд долларов – в очередной раз вызывает вопросы о том, по каким критериям этот ключевой институт национальной экономики выстраивает свою политику.

Вопрос, конечно, риторический – ЦБ РФ нам все равно ничего нового не расскажет. А вот объективно оценить объем необходимых России резервов, а значит, и сделать вывод об адекватности политики ЦБ и Минфина, ответственных за их создание и использование, можно.

Оба этих ведомства (если можно считать не подчиняющийся ни президенту, ни правительству, ни парламенту Банк России «ведомством») настойчиво продвигают идею о том, что чем больше резервы – тем лучше, потому что большая «подушка безопасности» якобы должна спасать Россию в случае кризисов.

Несколько странно уже то, что с ходу закладывают в свою политику неизбежность кризисов именно те структуры, в прямые обязанности которых входит эти кризисы предотвращать. Но дело даже не в этом.

Фундаментальными причинами внутренних экономических проблем являются разбалансировка спроса и предложения или утрата согласованности рынков товаров и рынков факторов производства (труда и капитала). Причина же проникновения в национальную экономику «чужих» кризисов – это, как нетрудно догадаться, ее излишняя зависимость от внешних рынков.

А это означает, что есть как минимум два пути защиты от кризисов: или накопление резервов, вливаниями которых можно поддерживать те или иные рынки и «выправить» пошатнувшуюся систему, или создание диверсифицированного национального производственного сектора, способного к самодостаточной работе.

Резервы на экстренный случай, конечно, необходимы. Но чрезмерное увлечение накопительством означает фактический отказ от инвестиций. Нехватка резервов – это высокие риски, а излишек резервов – упущенные возможности развития, которые влекут за собой столь же (если не более) высокие риски, только не сегодня, а в будущем.

В мировой практике известны два наиболее жестких (и существенно превышающих рекомендации МВФ) критерия достаточности государственных резервов.

Первый – это покрытие суммы полугодового объема импорта и всего внешнего государственного долга. Для России его значение, рассчитанное по данным ЦБ РФ, составит 206,2 млрд долларов.

Этой суммы достаточно, чтобы неожиданно погасить весь внешний долг и полгода сохранять уровень потребления при условии полного прекращения экспорта, что является сценарием уже не экономического кризиса, а глобальной катастрофы вроде Третьей мировой войны или падения астероида.

Второй – покрытие денежной базы в широком определении (суммы наличных денег, средств на расчетных счетах и резервов банков), то есть обеспеченность всех денежных средств, обращающихся в экономике золотовалютными резервами. По состоянию на май 2015 года этот критерий составит 183 млрд долларов.

Если взять наибольший из двух критериев и добавить к нему еще 25% на самый непредвиденный случай, мы получим значение в 260 млрд долларов. Оно и будет необходимой и достаточной величиной резервов для России.

Полученное значение существенно меньше не только заявленной Банком России цели в 500 млрд долларов, но и текущей величины его резервов – 360 млрд долларов. Это значит, что уже сейчас в золотовалютных резервах бессмысленно заморожены 100 млрд долларов ликвидных валютных средств, которые могли бы быть направлены на модернизацию и развитие промышленности и сельского хозяйства.

Но нельзя забывать и про резервы Минфина, находящиеся в оперативном управлении правительства. Так, на 1 июня 2015 года объем Резервного фонда составил 76 млрд долларов, а Фонда национального благосостояния – 75 млрд долларов.

При этом первый вкладывается исключительно в иностранные облигации, а средства второго могут раздаваться коммерческим банкам – для «кредитования экономики» по ставкам, превышающим среднюю рентабельность активов во всех отраслях промышленности, кроме добычи сырья и производства минеральных удобрений.

Таким образом, сегодня в резервах необоснованно заморожено даже не 100 млрд долларов, а все 250 млрд. Для сравнения: один из крупнейших в мире заводов по производству современных микросхем на 150 тыс. рабочих мест, строительство которого в мае начала компания Samsung в Южной Корее, обойдется ей всего в 14,5 млрд долларов. А общий объем инвестиций в основной капитал в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве России за весь 2014 год составил по нынешнему курсу только 45 млрд долларов.

Попытки отдельных граждан, вроде бывшего министра финансов Кудрина, убедить окружающих во «вредности» вливания накопленных излишков резервов в свою экономику из-за рисков инфляции, показывают исключительно ограниченность их собственного мышления, которое не простирается дальше раздачи денег банкам.

Так что не верьте тем, кто говорит, что России не хватает бюджетных средств или финансовых ресурсов и всем надо «затянуть пояса». Средства и ресурсы есть, и их достаточно, чтобы совершить настоящее экономическое чудо и ворваться в число мировых промышленных лидеров быстрее, чем США успеют понять, что произошло.

А чтобы эти средства найти, не надо экономить ни на пенсиях, ни на инвестициях, ни на оборонном комплексе. Достаточно просто как следует потрясти Банк России и Минфин – как любят говорить в самих этих ведомствах: «с приложением расчетов и обоснования».

..............