Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

5 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

3 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

18 комментариев
6 марта 2015, 16:30 • Клуб читателей

Они боятся вовсе не медведя

Борис Пономарев: Они боятся вовсе не медведя

Они боятся вовсе не медведя

Убедить прибалтов, что сегодняшняя Россия – не агрессор и не собирается засылать к ним свои танковые и воздушно-десантные дивизии, будет сложно. И не так прост этот «прибалтийский вопрос», как кажется.

В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст Бориса Пономарева о том, почему Прибалтику так пугает мысль о русском медведе.

Бояться или не бояться? Следует ли бояться странам Балтии русского медведя? Можно ли их убедить, что сегодняшняя Россия – не агрессор и не собирается засылать к ним свои танковые и воздушно-десантные дивизии? Не так прост этот «прибалтийский вопрос», попробуем же влезть в шкуру лимитрофного государства.

Дорогие латыши, литовцы и эстонцы, успокойтесь, никто завоевывать вас не собирается

Когда вы окажетесь в любой из стран Балтии, то после беглого просмотра местных газет или программ телевидения появляется подозрение, что тотальный страх – характерная местная достопримечательность: количество материалов на тему «как бы чего не вышло» откровенно зашкаливает.

В Прибалтике боятся, что «русские скупят рижские газеты», что «Запад не сможет компенсировать спад на российском рынке», страшатся «отходов Саласпилского реактора», «митинга у «Бронзового солдата», «секретных проверок пассажиров в аэропорту», дрожат при мысли «поддаться на российские провокации» и того, что «США не смогут лишить Россию ее газового оружия». Опасаются, что «Запад предаст Балтию», и даже возможной «поездки президента Латвии в Москву на празднование Дня Победы».

Проще сказать, чего здесь не боятся, но более всего ортодоксального прибалтийца пугает мысль о русском медведе. Есть опасение, что наименее стойкая часть населения, подобно американскому министру обороны Форрестолу, начнет массово выбрасываться из окон с криками: «Русские идут!».

Дорогие латыши, литовцы и эстонцы, успокойтесь, никто завоевывать вас не собирается. Двадцать первый век на дворе. Россия реализует концепцию мягкого влияния: это дешевле, практически незаметно и удобнее в использовании.

Вы, конечно, не верите, смотрите на карту, и вас осеняет: естественные границы России – это побережье Балтийского моря! Балтии конец!

Насчет границ верно, но неужели вы всерьез полагаете, что мы повторим собственную глупость и взвалим на себя бремя вытаскивать вас из вашего прибалтийского болота? Отрывая от себя, будем строить вам жилье, дороги, порты, заводы?

Удивительным образом на Украине та же история: Порошенко глаза проглядел до галлюцинаций – когда же наконец придут в незалежную «клятые москали», «российские регулярные части», «русские оккупанты»?!

Положительно, эти ребята застряли «у прошлом веке»! Им невдомек, что сегодня есть вещи куда более интересные, чем вульгарный захват никчемных территорий.

Невдомек, что естественные границы Российской Федерации могут проходить не только по побережью Балтийского моря, но и, к примеру, по орбите МКС. И Россия не скрывает, что намерена расширить эти границы, скажем, до орбиты Луны или даже до Марса. По шпионским сведениям, кооперация марсианских экспедиций будет осуществляться в формате БРИКС.

Куда больше, чем Украина с Прибалтикой, интересует Россию и вопрос границ ее арктических владений; работа идет в том числе и в плане защиты нефтегазовых интересов в Арктике военными средствами.

Вернемся, однако же, к балтийским фобиям. Помимо страхов мифических, то есть российской угрозы, есть страхи вполне реальные, но из опасения их физической материализации говорить о них прибалты не любят и даже боятся.

Не любят обсуждать дотационный бюджет, снижение спроса на канцерогенные шпроты и развал экономик стран Балтии. О катастрофической динамике численности населения, тем паче титульного – неприлично, как о веревке в доме повешенного.

Ужас вызывает любой намек на проблему неграждан, русского языка, русских школ и образования на русском языке. Совершенное табу – тема самостоятельности и даже легкой автономии регионов, в которых численно преобладает нетитульная национальность.

И наконец, самый большой прибалтийский страх: больше всего в странах Балтии боятся, что их вконец запуганные народы перестанут бояться русского медведя.

Как тогда, скажите на милость, Даля Грибаускайте сможет подменить дорогой российский газ еще более дорогим американским? Это будет идиотизм. А так – борьба с русским медведем.

Парадокс в том, что запуганный прибалтийский народ сам хочет бояться. Если он перестанет бояться, для миллионов людей потеряется смысл жизни. Не будет русского медведя – придумают что-нибудь другое.

Для сравнения возьмем Японию: страна живет на вулкане, знают, в любой момент тряхнет – и жизнь коту под хвост. Это вам не мифический русский медведь. Так ведь не боятся – живут, работают, растят детей, достигают.

Если бы японцы так же тряслись от страха, как эстонцы, латыши или литовцы, то они бы и жили, как эстонцы, латыши или литовцы. Прибалты – это японцы, свихнувшиеся на ежедневном ожидании землетрясения.

Так все-таки бояться им или не бояться?

Увы, Прибалтика – не Япония, и даже не Финляндия, бессмысленно отговаривать. Они боятся не потому, что маленькие, а потому, что глупые. И потому почти ленинский завет: «Бояться, бояться и бояться!».

Видимо, это и есть национальная идея стран Балтии.

..............